Награды
2001 г. — премия журнала «Time Out» (Лондон) — "За выдающееся достижение в области танца«/Time Out Live Awards — Outstanding Achievement in Dance.
2003 г. — премия журнала «Time Out» (Лондон) — "За выдающуюся хореографию«/Time Out Live Awards — Outstanding Choreography.
2006 г. — Национальная танц-премия Круга критиков (лучшая постановка в разделе «Модерн») за балет «Amu».
2007 г. За балет «Chroma» — премия телевизионной программы Шоу Лондонского Южного берега программе одноактных балетов Королевского балета Ковент-Гарден, в которую входил и балет «Chroma»; премия Общества театров Вэст Энда — имени Лоуренса Оливье /Laurence Olivier Award (лучшая новая постановка в области танца); Национальная танц-премия Круга критиков/Critics Circle National Dance Award (лучшая постановка в разделе «Классический балет»).
2008 г. — приз «Benois De La Danse» за балет «Инфра»; премия телевизионной программы Шоу Лондонского Южного берега за балеты «Entity» и «Infra».
2009 г. — Национальная танц-премия Круга критиков (лучшая постановка в разделе «Классический балет»); премия Международного фестиваля танца Movimentos/Движения в г. Вольфсбурге (Германия); титул «Хореограф года», присуждаемый немецким журналом «Ballet Tanz»; «Превосходная степень в международном танце» — титул Международного института театра; приз Международной ассоциации деятелей хореографии «Benois de la Danse» за постановку балета «Infra».
2011 г. — Орден Британской империи (командор).
Биография
Родился в 1970 г. в г. Стокпорте (Великобритания). Обучался танцу в колледже Бреттон холл университета Лидса и в школе Хосе Лимона в Нью-Йорке. В 1992 г. стал хореографом-резидентом в лондонском центре современного танца Плейс и в том же году основал собственную труппу Рэндом дэнс Уэйна МакГрегора.
Труппа МакГрегора была одной из множества небольших британских трупп, появившихся в
Второй отличительной чертой было широкое использование новой технологии. МакГрегор начал свое общение с компьютерами в возрасте семи лет — и для него было естественно использовать компьютерные технологии в своих постановках. Сотрудничая с современно мыслящими дизайнерами, он экспериментировал, создавая виртуальные образы на сцене. В его опусе «Сульфур 16» (1998 г.) артисты превращались в карликов благодаря присутствию мерцающих виртуальных великанов и танцевали в компании с «цифровыми» фигурами, которые скользили, мерцая, между ними, подобно пришельцам из других миров. В опусе "Бесконечность"/"Aeon" (2000 г.) компьютерные ландшафты переносили танцовщиков в какие-то иные измерения. МакГрегор также использует технические достижения для того, чтобы изменить условия просмотра своих произведений. «53 байта» (1997 г.) были созданы для параллельного исполнения двумя составами артистов в Берлине и Канаде — и с помощью телемоста их одновременно смотрели зрители в обеих странах. В 2000 г. МакГрегор и вовсе нацелился на глобальный охват аудитории, осуществив прямую трансляцию своей «Трилогии инсталляций» в интернете и попутно исследуя, каким еще образом танец может быть видоизменен с помощью новых технологий.
Технология танцующего тела его всегда интересовала в не меньшей степени, чем компьютерная. Так, импульс к созданию опуса "АтаКсия"/"AtaXia" (Рэндом дэнс Уэйна МакГрегора, 2004 г.) исходил от факультета экспериментальной психологии Кембриджского университета, где МакГрегор в качестве научного сотрудника был привлечен к исследованиям взаимодействия тела и разума, ведь танцовщики самые квалифицированные координаторы этого взаимодействия. Однако именно в процессе этой работы МакГрегор был впечатлен энергией и красотой неврологической дисфункции. Создавая «Amu» (2005 г.), он продолжил свое взаимодействие с наукой: работал в сотрудничестве со специалистами, формирующими изображение сердца, и со своим типичным набором артистов, исследуя одновременно и физические свойства, и символический резонанс человеческого сердца.
В 2006 г. стал постоянным приглашенным хореографом (хореографом-резидентом) Королевского балета Ковент-Гарден и первым хореографом, специализирующимся в области танца модерн, кто получил этот пост. Для Королевского балета поставил, в том числе, следующие опусы: «Qualia» на музыку Scanner/Робина Римбо (2004 г.), "Энграмма"/"Engram" на музыку канадской пост-рок группы "Бог в помощь, черный император!"/"Godspeed You! Black Emperor" (2005 г., зал Линбери), «Chroma» на музыку Дж. Тэлбота и Дж. Уайта (2006), «Nimbus» на музыку Ф. Шуберта (2007 г.), «Инфра» на музыку М. Рихтера (2008 г., в рамках фестиваля современного искусства «Deloitte Ignite» — совместного проекта Королевской оперы и компании «Делойт»), "Предел"/"Limen" на музыку К. Саариахо (2009 г.), «Экзерсис живого огня» на музыку М. Типпетта (2011 г.), «Углеродная форма жизни» М. Ронсона и Э. Уайета (2012 г.), «Машина» Н. Махли (часть проекта «Метаморфозы: Тициан 2012» — совместного проекта Королевского балета и Национальной галереи, призванного продемонстрировать прочтение картин Тициана, навеянных сюжетами из «Метаморфоз» Овидия, современными художниками, композиторами, хореографами и поэтами), хореографический номер «Янтарь» на музыку Н. Фрэма для Н. Осповой и С. МакРе (гала-концерт, Ковент-Гарден, 2012 г.), «Девушка-ворон» Г. Яреда (в сотрудничестве с американской писательницей О. Ниффенегер, 2013 г.), «Тетрактис — искусство фуги» на музыку И.С. Баха (2014 г.).
В 2009 г. инициировал и осуществил постановку опер эпохи барокко «Ацис и Галатея» Г.Ф. Генделя и «Дидона и Эней» Г. Перселла, соединив в работе над одним проектом оперную и балетную труппу театра Ковент-Гарден.
Ставил балеты по заказу многих ведущих балетных трупп мира, включая
Английский национальный балет (2003 г., Лондон, «2 Human» на музыку И.С. Баха)
Штутгартский балет (2003 г., «Наутилус» на музыку М. Гордона; 2005 г.«Эдем/Эдем», на музыку С. Райха; 2010 г., «Yantra» на музыку Э.-П. Салонена)
Нидерландский театр танца/НДТ 1 (Гаага, 2006 г., «Skindex» на сборную музыку; 2008 г., "Перерождение"/"Renature" на сборную музыку)
балет Парижской национальной оперы (2007 г., «Genus» на музыку Дж. Тэлбота и Дерю; 2011 г., «Анатомия чувств для Фрэнсиса Бэкона» на музыку М.А. Тернеджа и по мотивам картин Ф. Бэкона)
Австралийский балет (2009 г., "Диада 1929"/"Dyad 1929″ на музыку С. Райха, Мельбурн)
Нью-Йорк сити балет (2010 г., «Посторонний» на музыку Т. Адеса) и др.
Балет «Chroma» был поставлен в Канаде (2010 г., Национальный балет Канады, Торонто), США (2011 г., Балет Сан-Франциско) и в БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ (2011 г.)
В 2014 г. премьера балета «Инфра» состоялась в Мариинском театре в Санкт-Петербурге.
Осуществил постановки опер «Свадьба в Иванову ночь» М. Типпетта в Опере Чикаго (2005 г.), «Дидона и Эней» Г. Перселла в миланском театре Ла Скала (2006 г.). Ставил движение в оперных спектаклях — неоднократно сотрудничал с Шотландской национальной оперой — принимал участие в постановке опер «Орфей и Эвридика» К.В. Глюка, «Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта, «Гензель и Гретель» Э. Хумпердинка, «Богема» Дж. Пуччини и др.; в 2005 г. принимал участие в постановке оперы «Саломея» Р. Штрауса в Английской национальной опере.
Ставил движение в спектаклях драматического театра. Среди этих спектаклей — мюзикл «Маленькая ночная серенада» С. Сондхайма в Королевском национальном театре (Лондон, 1995 г.), в котором одну из главных ролей сыграла Д. Денч; «Клоака» М. Гус (реж. К. Спейси) в театре Олд Вик/Old Vic (Лондон, 2004 г.). в котором, в частности, играла И. Дапкунайте; «Фрам» Т. Харрисона (реж. Т. Харрисон, Б. Кроули) в Королевском национальном театре (Лондон, 2008 г.), в котором среди прочих декораций есть Большой театр и в котором МакГрегор поставил шестиминутное соло для бывшей звезды Королевского балета В. Дюранте, ознаменовавшее ее возвращение на лондонскую сцену; «Завтрак у Тиффани» по одноименному роману Т. Капоте (реж. Ш. Матиас) в Королевском театре Хеймаркет (Лондон, 2009 г.) и др.
Работал в кино — в частности, ставил движение в фильме «Гарри Поттер и кубок огня» (реж. М. Ньюэлл, 2005 г.).
Принимал участие и как хореограф, и как режиссер в постановке знаменитого, увенчанного множеством наград мюзикла «Кирику и Караба» М. Оцело, (2007 г., премьера — Казино де Пари).
Искусство, «привязанное к местности», также в сфере его интересов. Создавал хореографические инсталляции в лондонских галереях Хейуорд, Саачи, здании Парламента и парижском центре Помпиду.
Опусы МакГрегора были показаны в театральных залах, соборах, казино, музеях и др.
По мотивам текста Джудит Макрелл
Распечатать