В партии Хозяйки Медной горы в балете «Каменный цветок». Данила — Владимир Никонов. Фото из музея Большого театра.
В партии Хозяйки Медной горы в балете «Каменный цветок». Данила — Владимир Никонов. Фото из музея Большого театра.
Классическое па де де. «Эти чарующие звуки...». С Валерием Лагуновым.
Классическое па де де. «Эти чарующие звуки...». С Валерием Лагуновым.

Награды

1966 г. — стала лауреатом I премии III Международного конкурса артистов балета в Варне.
1969 г. — стала лауреатом I премии I Всесоюзного конкурса новых хореографических номеров в Москве и 1-й премии Международного конкурса артистов балета в Москве; на Международном фестивале танца в Париже
удостоена Золотой звезды «Лучшей балетной паре» (вместе с Юрием Владимировым).
1970 г. — получила звание «Заслуженная артистка РСФСР».
1972 г. — стала лауреатом премии Ленинского комсомола.
1975 г. — получила звание «Народная артистка РСФСР».
1976 г. — удостоена ордена «Знак Почёта».
1987 г. — удостоена звания «Народная артистка СССР».

						

Биография

«В каждом современном балете героини Нины Сорокиной становились полюсом естественности. Её современность не была агрессивна и плакатна. Напротив, женственна и привлекательна, задорна и искромётна. Как художник чуткий и пытливый, она верно „разгадывала“ смысл постановочной затеи и внятно передавала его в танце. Положительность и реальность героинь были к лицу танцовщице, сообщали ее образам неповторимые обаяние и блеск».
«Линия», 2002 г.


Родилась 13 мая 1942 г. в г. Электросталь Московской обл. В 1961 г. окончила Московское хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии; педагог Софья Головкина) и была принята в балетную труппу Большого театра. Репетировала под руководством Марины Семеновой.

Репертуар

Стала первой исполнительницей партий:

Солистка («Класс-концерт» на музыку Д. Шостаковича, А. Глазунова, А. Лядова, хореография А. Мессерера, 1963 г.)
Фея Щедрости, Фея Бриллиантов («Спящая красавица», хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича, 1963 г.)
Девушка («Геологи» Н. Каретникова в постановке Н. Касаткиной и В. Василёва, 1964 г.)
Избранница («Весна священная» И. Стравинского в постановке Н. Касаткиной и В. Василёва, 1965 г.)
Девушка («Икар» С. Слонимского в постановке В. Васильева, 1971 г.) «Классическое па де де» («Эти чарующие звуки» на музыку Дж. Торелли, А. Корелли, Ж. Ф.Рамо и В. А.Моцарта в постановке В. Васильева, 1978 г.)
Кити («Анна Каренина» Р. Щедрина в постановке М. Плисецкой, Н. Рыженко и В.Смирнова-Голованова, 1972 г.)
Любимая («Озарённость А. Пахмутовой в постановке Н. Рыженко и В.Смирнова-Голованова, 1973 г.)
Редисочка («Чиполлино» К. Хачатуряна в постановке Г. Майорова, 1977 г.) — первая исполнительница партии в Большом театре

Другие партии:

Одиннадцатый вальс, Седьмой вальс и Прелюд («Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина, 1961 г.)
Жанна («Пламя Парижа» Б. Асафьева, хореография В. Вайнонена, 1962 г.)
вставное Па де де («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции Л. Лавровского, 1962 г.)
Перо («Подпоручик Киже» на музыку С. Прокофьева, хореография А. Лапаури и О. Тарасовой, 1963 г.)
Фея Весна («Золушка» С. Прокофьева, хореография Р. Захарова, 1963 г. )
2-я вариация в картине «Сон» («Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа в ред. Л. Лавровского, 1963 г.)
Муза («Паганини» на музыку С. Рахманинова, хореография Л. Лавровского, 1978 г.)
Лауренсия («Лауренсия» А. Крейна, хореография В. Чабукиани, 1964 г.)
Фея Смелости («Спящая красавица», хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича, 1964 г.)
Принцесса Флорина («Спящая красавица», редакция Ю. Григоровича, 1965 г.)
Принцесса Аврора («Спящая красавица», редакция Ю. Григоровича, 1969 г.)
Маша («Щелкунчик» П. Чайковского в постановке Ю. Григоровича, 1966 г.)
Фригия («Спартак» А. Хачатуряна, хореография Ю. Григоровича, 1971 г.)
Хозяйка Медной горы («Каменный цветок» С. Прокофьева, хореография
Ю. Григоровича, 1974 г.)
Анастасия («Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева в постановке Ю. Григоровича, 1978 г.)
Асель («Асель» В. Власова в постановке О. Виноградова, 1967 г.)
Водяница («Конёк-Горбунок» Р. Щедрина, хореография А. Радунского, 1967 г.)
Китри («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского, 1969 г.)
солистка/"Симфония № 40 В.А. Моцарта" («Эти чарующие звуки» на музыку Дж. Торелли, А. Корелли, Ж. Ф.Рамо и В. А. Моцарта в постановке В. Васильева, 1978 г.)
Шура Азарова («Гусарская баллада» Т. Хренникова в постановке
Д. Брянцева, 1980 г.)
Геро ( «Любовью за любовь» Т. Хренникова в постановке В. Боккадоро, по мотивам комедии У. Шекспира «Много шума из ничего», 1980 г.)
Незнакомка ( «Эскизы» А. Шнитке, в постановке А. Петрова, 1986 г.)

Снималась в документальных фильмах: «Секрет успеха» (режиссеры Л. Лавровский, А. Шеленков, Центральная студия документальных фильмов/ЦСДФ, 1965 г.), «Сочинение танцев», (режиссер Ю. Альдохин, «Центрнаучфильм», 1967 г.), «Молодой балет мира» (режиссер А. Цинеман,
т/о «Орбита», 1970 г.), в телебалете «Озорные частушки» (музыка Р. Щедрина,хореография Н. Рыженко и В. Смирнова-Голованова, режиссер В. Граве, т/о "Экран«,1970 г.), в телефильмах-концертах: (хореография Н. Касаткиной и В. Василева, режиссеры В. Граве, В. Василев, т/о «Экран», 1973 г.), «Танцуют Нина Сорокина и Михаил Лавровский» (т/о «Экран», 1982 г.), в киноэкранизации балета «Анна Каренина» (режиссер М. Пилихина, «Мосфильм», 1974 г.), в фильме «Большой балет» (режиссер Е. Михайлова, 1980 г.), в телеэкранизации балета «Эти чарующие звуки...» (хореография В. Васильева, режиссеры В. Васильев и Ф. Слидовкер, т/о «Экран», 1981 г.).

В 1988 г. закончила танцевать. В 1993 г. стала педагогом Московской балетной школы под руководством М.Л. Лавровского, впоследствии получившего статус Московского государственного хореографического училища — имени Л.М. Лавровского.
С 2000 г. была педагогом балетмейстерского факультета Российской академии театрального искусства (в прошлом — ГИТИС).

Умерла 8 октября 2011 г. Похоронена на Троекуровском кладбище.