Награды
1975 г. – орден Почетного легиона, степень офицера;
премия Национального института искусства и литературы «За выдающиеся заслуги в искусстве» (США).
1978 г. – орден Датского флага, кавалер 1-го класса;
Награда Кеннеди-центра (стал одним из первых пяти награжденных, другие четверо – Мариан Андерсон, Фред Астер, Ричард Роджерс И Артур Рубинштейн).
1980 г. – Золотая медаль «За заслуги» американского Национального общества искусства и литературы;
Австрийский почётный крест «За науку и искусство» 1-го класса;
награда «Сердце Нью-Йорка» нью-йоркского отделения Американской ассоциации кардиологов.
1983 г. – президентская медаль Свободы (США), высшая награда для гражданского лица в этой стране.
1990 г. – часть Западной 63-й улицы (между проспектом Колумба и Бродвеем) была названа в его честь.
2011 г. – его имя получил кратер на планете Меркурий.
Командор ордена «За заслуги в области искусства и литературы».
Обладатель множества других наград.
премия Национального института искусства и литературы «За выдающиеся заслуги в искусстве» (США).
1978 г. – орден Датского флага, кавалер 1-го класса;
Награда Кеннеди-центра (стал одним из первых пяти награжденных, другие четверо – Мариан Андерсон, Фред Астер, Ричард Роджерс И Артур Рубинштейн).
1980 г. – Золотая медаль «За заслуги» американского Национального общества искусства и литературы;
Австрийский почётный крест «За науку и искусство» 1-го класса;
награда «Сердце Нью-Йорка» нью-йоркского отделения Американской ассоциации кардиологов.
1983 г. – президентская медаль Свободы (США), высшая награда для гражданского лица в этой стране.
1990 г. – часть Западной 63-й улицы (между проспектом Колумба и Бродвеем) была названа в его честь.
2011 г. – его имя получил кратер на планете Меркурий.
Командор ордена «За заслуги в области искусства и литературы».
Обладатель множества других наград.
Биография
«Подобно великолепному мосту, соединяющему Европу и Азию к северу от Стамбула, — единственному в мире, перекинутому между двумя континентами, — Баланчин, величайший хореограф всех времен, соединяет великую традицию классического балета с самой дерзкой современностью.Наследник Мариуса Петипа, Чеккетти и великой школы академического балета, он тем не менее, абсолютно современен — в большей степени, чем какой-либо художник нашего времени: столь же бесспорно современен, как Пикассо, Пауль Клее, Джакометти или Пьер Булез: их творения с момента рождения становятся классикой, при этом не утрачивая способность удивлять, поражать и оспаривать ценности — что и является сутью современного искусства.
Вечно вне моды, всегда — в авангарде, Баланчин остается отправной точкой для раздумий каждого жаждущего странствий по стране движения и жеста, времени и пространства. Единственный в своем роде, не имеющий последователей (его эпигоны — не более чем копировальщики), безупречный, блестящий и загадочный, он стоит перед нами как зеркало, которое одновременно отражает и задает вопросы.
Человек контрастов, по внешности — барин, на деле он был зверски трудолюбив, аскет и бонвиван, рационалист и человек чувства, открытый и предельно замкнутый, математик и мелодист, вершивший тяжкий труд с невероятной легкостью… И в этом он соединил две эпохи — он перенес в эру межпланетных путешествий аромат куртуазных танцев, украшавших своими гирляндами дворы Людовика XIV и Николая II».
С. Волков, из предисловия к книге «Страсти по Чайковскому»
Фото Танакиль Леклерк.
Родился 22 января (9-го по ст. стилю) 1904 г. в Санкт-Петербурге. Учился в Государственном Петроградском академическом театральном училище (педагоги П. Гердт, С. Андрианов) и в Петроградской консерватории. В 1921‑24 гг. был артистом Петроградского театра оперы и балета (ныне Мариинский), где исполнял характерные, ансамблевые и небольшие сольные партии. В 1923 г. стал одним из основателей труппы Молодой балет, для которой ставил концертные номера. В 1924 г. в составе группы петроградских артистов выехал на гастроли в Германию.
В 1925‑29 гг. являлся балетмейстером труппы Русский балет Сергея Дягилева/ Ballets Russes, для которой поставил «Песнь соловья» на музыку И. Стравинского (1925 г.), «Барабо» В. Риети (1925 г.), «Чертик из табакерки» на музыку Э. Сати (1926 г.), «Триумф Нептуна» лорда Бернерса (1926 г.), «Кошка» А. Coге (1927 г.), «Аполлон Мусагет» И. Стравинского (1928 г.), «Боги-нищие» на музыку Г.Ф. Генделя (1928 г.), «Бал» В. Риети (1929 г.) и «Блудный сын» С. Прокофьева (1929 г.).
После смерти Дягилева (1929 г.) работал во Франции. В 1932‑33 гг. был балетмейстером труппы Русский балет Монте-Карло/ Ballet Russe de Monte-Carlo, для которой поставил «Котильон» на музыку Э. Шабрие, «Конкуренция» на музыку Ж. Орика, «Мещанин во дворянстве» на музыку Р. Штрауса.
В 1933 г. организовал труппу Балет 1933/ Les Ballets 1933. Под впечатлением постановок Баланчина, созданных для этой труппы, в 1934 г. известный американский общественный деятель Леонрад Кёрстайн пригласил его переехать в США, имея в виду амбициозный «проект» заложить основы американского классического балета. Миссия оказалась выполнима. В 1934 г. была открыта Школа американского балета. Затем при непосредственном участии Кёрстайна Баланчин создал несколько балетных трупп – Американский балет/ American Ballet (1934-38 гг.), Балет-Караван/ Ballet Caravan (1936-41 гг.), Балетное сообщество/ Ballet Society (1946-48 гг.). Постановками для этих трупп и Русского балета Монте-Карло, в 1939 г. перебравшегося в США, Баланчин заложил основы своего столь узнаваемого «неоклассического» стиля, базировавшегося на традициях русской классики, но проникнутого духом американской культуры и ставшего ее достоянием. Среди самых известных постановок того времени, сохранивших свою актуальность и поныне, – «Серенада» на музыку П. Чайковского (1935 г.), «Поцелуй феи» И. Стравинского (1937 г.), «Игра в карты» И. Стравинского (1937 г.), “Ballet Imperial” на музыку П. Чайковского (1941 г.), «Кончерто барокко» на музыку И.С Баха (1941), «Концертные танцы» на музыку И. Стравинского (1944 г.), «Ночная тень» («Сомнамбула») на музыку В. Риети по одноименной опере В. Беллини (1946 г.), «Четыре темперамента» П. Хиндемита (1946 г.), «Тема с вариациями» на музыку П. Чайковского (1947 г.), «Орфей» И. Стравинского (1948 г.). И в 1947 г. поставил в Парижской опере «Хрустальный дворец» на музыку юношеской симфонии Ж. Бизе – балет, затем получивший мировую известность уже под другим «именем» – «Симфония до мажор».
В 1948 г. на базе Балетного сообщества была образована труппа с ныне всемирно известным названием – Нью-Йорк сити балет/ НЙСБ, одна из ведущих балетных компаний США и мира. С 1964 г. ее постоянной сценической площадкой и база является театр в Линкольн-центре (с 2008 г. он носит имя Дэвида Коха). Для НЙСБ ее артистический директор мистер Би – так стали именовать хореографа в Соединенных Штатах – ставил балеты на протяжении всей своей жизни. Многие стали «классикой» XX столетия. Среди наиболее значимых постановок – «Жар-птица» И. Стравинского (1949 г.), «Вальс» М. Равеля (1951 г.), «Шотландская симфония» на музыку Ф. Мендельсона-Бартольди (1952 г.), «Щелкунчик» П. Чайковского (1954 г.), «Симфония Дальнего Запада» на традиционную американскую музыку в оркестровке Х. Кея (1954 г.), «Па де дис» на музыку А. Глазунова (1955 г.), «Блестящее аллегро» на музыку П. Чайковского (1956 г.), «Агон» И. Стравинского (1957 г.), «Дивертисмент № 15» на музыку В.А. Моцарта (1956 г.), «Звезды и полосы» на музыку Дж. Ф. Сузы в обработке Х. Кея (1958 г.), «Семь смертных грехов» П. Вайля, новая постановка, 1958 г., первая постановка, ставшая мировой премьерой, была осуществлена в 1933 г., Балет 1933, Париж, Театр Елисейских полей), «Эпизоды» на музыку А. Веберна (1959 г.), «Вальсы – песни любви» на музыку И. Брамса (1960 г.), «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона-Бартольди (1962 г.), «Бугаку» Маюдзуми (1963 г.), «Размышление» на музыку П. Чайковского (1963 г.), «Дон Кихот» Н. Набокова (1965 г.), «Вариации» на музыку И. Стравинского (1966 г.), «Драгоценности» («Изумруды» на музыку Г. Форе, «Рубины» на музыку И. Стравинского, «Бриллианты» на музыку П. Чайковского (1967 г.), «Убийство на Десятой авеню» из мюзикла «На цыпочках» Р. Роджерса (1968 г.), Who cares? На музыку Дж. Гершвина (1970 г.), «Симфония в трех частях» на музыку И. Стравинского (1972 г.), «Концерт для скрипки» на музыку И. Стравинского (1972 г.), «Концертный дуэт» на музыку И. Стравинского (1972 г.), «Пульчинелла» И. Стравинского (совместно с Дж. Роббинсом, 1972 г.), «Коппелия» Л. Делиба (совместно с А. Даниловой, 1974 г.), «Чаккона» на музыку К.В. Глюка (1976 г.), «Венские вальсы» на музыку И. Штрауса, Ф. Легара и Р. Штрауса (1977 г.), «Камерная музыка № 2» на музыку П. Хиндемита (1978 г.), «Танцы Давидова братства» на музыку Р. Шумана (1980 г.), «Моцартиана» на музыку П. Чайковского (постановка для НЙСБ, 1981 г.).
Хореограф неоднократно проводил со своей труппой различные фестивали – в честь Чайковского, Стравинского, Равеля…
Из перечня балетов видно, что долгие годы хореограф активно и плодотворно сотрудничал с Игорем Стравинским. Внушительное балетов поставлена им и на музыку Чайковского, размышления о котором вылились в книгу «Страсти по Чайковскому» (Разговоры с Джорджем Баланчиным) Соломона Волкова.
Совместно с Ф. Мейсоном написал книгу «101 рассказ о большом балете» (оригинальное название “Balanchine's Complete Stories of the Great Ballets”).
Полный список созданного Баланчиным насчитывает четыреста шестьдесят пять постановок. В сферу его интересов, помимо балета в «чистом» виде входили также мюзиклы, кино и ТВ. Он был хореографом на постановках мюзиклов – «На цыпочках» («На пуантах») Р. Роджерса, «Безумства Зигфельда 1936» Вернона Дюка (Владимира Дукельского), «Дети в доспехах» Р. Роджерса, «Хижина на небесах» Вернона Дюка, «Где Чарли?» Ф. Лессера по мотивам пьесы Б. Томаса «Тетка Чарли», «Песнь Норвегии» Р. Райта и Дж. Форреста о жизни Эдварда Грига, с использованием его музыки, «Я женился на ангеле» В. С. Ван Дайка и Р. Дель Рута, «Парни из Сиракуз» Р. Роджерса по мотивам пьесы У. Шекспира «Комедия ошибок», оперетты «Веселая вдова» Ф. Легара, фильмов – «Я была авантюристкой» Г. Ратова, «Звездно-полосатый ритм» и «Безумства Голдвина» Дж. Маршалла (1930 – 40 гг.).
Адаптировал множество своих балетов и фрагментов из них для ТВ. В 1962 г. поставил оригинальный телебалет «Ной и потоп» (музыка – кантата-аллегория «Потоп» И. Стравинского), затем обретший и свои театральные версии. Огромный успех критики встретили записи балетов Баланчина в исполнении НЙСБ, сделанные для передачи «Танец в Америке» в рамках серии Пи-би-эс/ Public Broadcasting Service «Великие спектакли» (номинация на ТВ-премию «Эмми»). В 1978 г. НЙСБ впервые принял участие в знаменитой серии Пи-би-эс «Прямые трансляции из Линкольн-центра»: был показан балет «Коппелия». Эта трансляция также принесла Басланчину номинацию на «Эмми». В 1986 г. В этой же серии был показан балет «Сон в летнюю ночь».
Выступал в качестве режиссера-постановщика оперных спектаклей. В 1953 г. поставил «Похождения повесы» И. Стравинского в нью-йоркской Метрополитен-опере; в 1962 и 1969 гг. – оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского и «Руслан и Людмила» М. Глинки соответственно в Гамбургской опере.
В 1950 г. НЙСБ впервые выехал на гастроли в Европу (в Лондон); в 1962 и 1972 гг. выступал в СССР.
В Большом театре были поставлены балеты «Блудный сын» (1989 г.), «Моцартиана» (1998 г.), «Агон» (1999 г., 2004 г.), «Симфония до мажор» (1999 г., 2004 г.), «Кончерто барокко» (2004 г.), Па де де на музыку П. Чайковского (2004 г.), «Тарантелла» на музыку Л.М. Готтшалька (2004 г.), Па де де «Сильвия» из одноименного балета Л. Делиба (2004 г.), «Серенада» (2007 г., 2011 г.), «Рубины», II часть балета «Драгоценности» (2011 г.), «Драгоценности» (2012 г.), «Аполлон Мусагет» (2012 г.).
Умер 30 апреля 1983 г.
Распечатать