Биография
Женский голос как ветер несется,
Черным кажется, влажным, ночным,
И чего на лету ни коснется —
Все становится сразу иным.
Заливает алмазным сияньем,
Где-то что-то на миг серебрит
И загадочным одеяньем
Небывалых шелков шелестит.
И такая могучая сила
Зачарованный голос влечет,
Будто там впереди не могила,
А таинственный лестницы взлет
Анна Ахматова
(стихи написаны под впечатлением от голоса Галины Вишневской)
Родилась 25 октября 1926 г. в Ленинграде. С детства много пела. Пережила блокаду Ленинграда, во время которой служила в отряде местной противовоздушной обороны и работала на расчистке города. Одновременно участвовала в концертах: пела в сопровождении джаз-оркестра на кораблях, кронштадтских фортах, в землянках.
Училась пению в музыкальной школе им. Н.А. Римского-Корсакова.
В 1944-47 гг. работала в Ленинградском областном театре оперетты: сначала в хоре, затем стала солисткой.
С 1947 г. работала в Ленинградской областной филармонии. Брала уроки вокала у Веры Гариной.
В 1966 г. окончила экстерном Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского.
В 1952-74 гг. — солистка Большого театра.
Репертуар
Среди партий, исполненных в Большом театре:
1953
Татьяна («Евгений Онегин» П. Чайковского)
1954
Леонора («Фиделио» Л. Ван Бетховена)
Купава («Снегурочка» Н. Римского-Корсакова)
1957
Катарина («Укрощение строптивой» В. Шебалина) – первая исполнительница в Большом театре
Керубино («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта)
Чио-Чио-сан («Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини)
1958
Аида («Аида» Дж. Верди)
1959
Лиза («Пиковая дама» П. Чайковского)
Наташа Ростова («Война и мир» С. Прокофьева) – первая исполнительница в Большом театре
1961
Зинка («Судьба человека» И. Дзержинского) – первая исполнительница в Большом театре
Маргарита («Фауст» Ш. Гуно)
1962
Алиса Форд («Фальстаф» Дж. Верди) – первая исполнительница в Большом театре
1964
Виолетта («Травиата» Дж. Верди)
Марина («Октябрь» В. Мурадели) – первая исполнительница
1965
Героиня (моноопера «Человеческий голос» Ф. Пуленка) – первая исполнительница в России
1970
Софья («Семён Котко» С. Прокофьева) – первая исполнительница в Большом театре
Марфа («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова)
1971
Тоска («Тоска» Дж. Пуччини)
1973
Франческа («Франческа да Римини» С. Рахманинова)
1974
Полина («Игрок» С. Прокофьева) – первая исполнительница в России в театральной постановке
Участвовала в исполнении Девятой симфонии Л. ван Бетховена под управлением Александра Мелик-Пашаева и Евгения Светланова.
Много выступала с концертами. В камерном репертуаре певицы — произведения М. Мусоргского, П. Чайковского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Р. Шумана, Р. Вагнера, К. Дебюсси, Р. Штрауса, М. де Фальи и др.
Специально для Галины Вишневской Д. Шостакович написал «Сатиры» на стихи Саши Черного и вокальный цикл на стихи А. Блока. Ей посвящен вокальный цикл Б. Бриттена «Эхо поэта» на стихи А. Пушкина.
С 1950-х гг. гастролировала за рубежом: в Чехословакии, ГДР, Финляндии, Великобритании, Италии, Франции, Бельгии, США и Канаде. Выступала в крупнейших театрах мира, в том числе в Метрополитен-опере (партии Аиды и Чио-Чио-сан), Королевской опере Ковент-Гарден (Аида), Парижской национальной опере (Аида), миланском Ла Скала (Лю, «Турандот» Дж. Пуччини), Венской государственной опере (Тоска, Чио-Чио-сан).
Во время советского режима Галина Вишневская активно противостояла власти. Вместе с мужем, великим виолончелистом и дирижером Мстиславом Ростроповичем оказывала неоценимую поддержку выдающемуся русскому писателю и правозащитнику Александру Солженицыну, и это стало одной из причин постоянного внимания и давления со стороны спецслужб СССР. В 1974 году Галина Вишневская и Мстислав Ростропович покинули Советский Союз и в 1978 году были лишены гражданства. Проживали в США, затем во Франции и Великобритании.
Во время вынужденной эмиграции Галина Вишневская исполнила партию Лизы («Пиковая дама») в Опере Сан-Франциско, Катерины Измайловой («Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича) на Эдинбургском фестивале, Иоланты («Иоланта» П. Чайковского) в Вашингтонской опере, Татьяны в Парижской национальной опере.
Исполнила партию Марины Мнишек в уникальной записи оперы "Борис Годунов" (дирижер Герберт фон Караян, солисты Николай Гяуров, Мартти Талвела, Людовик Шписс, Алексей Масленников), в 1989 г. пела эту партию в одноименном фильме (режиссер А. Жулавский, дирижер М. Ростропович). В числе записей, сделанных в период вынужденной эмиграции, - полная редакция оперы С. Прокофьева "Война и мир", романсы русских композиторов - М. Глинки, А.Даргомыжского, М.Мусоргского, А.Бородина и П.Чайковского (пять дисков).
В 1994 г. сыграла во МХАТе им. А.П. Чехова роль Екатерины Великой («За зеркалом» Е. Греминой).
С 2002 г. руководила Центром оперного пения Галины Вишневской в Москве.
Дискография
Принимала участие в записях опер:
«Фиделио» Л. ан Бетховена(дирижер А. Мелик-Пашаев, 1957 г.)
«Каменный гость» А. Даргомыжского(дирижер Б. Хайкин, 1959 г.)
«Война и мир» С. Прокофьева (дирижер А. Мелик-Пашаев, 1961 г.; дирижер М. Ростропович, 1987 г.)
«Евгений Онегин» П. Чайковского (дирижер Б. Хайкин; дирижер М. Ростропович, 1969 г.)
«Борис Годунов» М. Мусоргского (дирижер Г. фон Караян, 1970 г.)
«Царская невеста» Н. Римского-Корсакова (дирижер Ф. Мансуров, 1972 г.)
«Тоска» Дж. Пуччини (дирижер М. Ростропович, 1975 г.)
«Пиковая дама» П. Чайковского (дирижер М. Ростропович, 1977 г.)
«Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича (дирижер М. Ростропович, 1979 г.)
«Иоланта» П. Чайковского (дирижер М. Ростропович, 1985 г.)
Обширная дискография певицы также содержит записи камерной музыки.
Снималась в фильмах:
фильм-опера «Катерина Измайлова» (дирижер К. Симеонов, режиссер М. Шапиро, 1965 г.)
«Провинциальный бенефис» (режиссер А. Белинский, 1995 г.)
«Александра» (режиссер А. Сокуров, 2007 г.)
Написала автобиографическую книгу «Галина» (издана на английском языке в 1984 г., русский перевод - 1991 г.).
Умерла 11 декабря 2012 г. Похоронена на Новодевичьем кладбище.
Распечатать