Вацлав Нижинский

Биография

Родился 17 декабря 1889 г., по другим данным — 28 февраля (12 марта по новому стилю) 1890 г. в Киеве.
В 1898 г. поступил в Петербургское театральное училище. По окончании его в 1907 г. был принят в балетную труппу Мариинского театра, где моментально занял положение премьера. Был партнёром балерин Матильды Кшесинской, Ольги Преображенской. Анны Павловой, Тамары Карсавиной в балетах классического репертуара.
Был первым исполнителем ведущих партий в балетах новатора Михаила Фокина «Павильон Армиды» Н. Черепнина (Белый раб, 1907 г.), «Египетские ночи» А. Аренского (Раб, 1908 г.), «Шопениана» (солист, 1908 г.).
В 1911 г. был уволен из Мариинского театра за то, что самовольно надел в «Жизели» новый «смелый» костюм.

В 1909-13 гг. был ведущим танцовщиком Русских сезонов Сергея Дягилева. Первым исполнил партии в нескольких балетах М. Фокина — «Карнавал» на музыку Р. Шумана (Арлекин, 1910 г.), «Шехеразада» на музыку Н. Римского-Корсакова (Золотой раб, 1910 г.), «Видение розы» на музыку К.М. фон Вебера (заглавная партия, 1911 г.), «Петрушка» И. Стравинского (заглавная партия, 1911 г.), «Нарцисс» Н. Черепнина (1911 г.), «Синий бог» на музыку Р. Гана (заглавная партия, 1912 г.), «Дафнис и Хлоя» М. Равеля (Дафнис, 1912 г.).

После разрыва Фокина с Дягилевым попробовал себя в качестве хореографа.
Поставил для дягилевской антрепризы балеты «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси (1912 г., исполнил заглавную партию), «Игры» на музыку К. Дебюсси (1913 г.), «Весна священная» И. Стравинского (1913 г.).
Эти спектакли стали провозвестниками хореографических открытий XX столетия.

В 1914 г. выступал в Лондоне с собственной труппой.
В 1916 г. возвратился в труппу С. Дягилева, поставил для нее труппы балет «Тиль Уленшпигель» на музыку Р. Штрауса.

Поднял на небывалую до него высоту искусство мужского танца — в прямом (славился высоким прыжком, способностью «зависать» в воздухе) и переносном смысле (по популярности соперничал с самыми знаменитыми балеринами Дягилева). Отличался выдающимися артистическими способностями.

В 1917 г. психическое заболевание заставило Нижинского покинуть сцену. В 1919 г. написал «Дневник Нижинского», изданный в Париже в 1953 г. (в Москве в 1995 г.).

Судьбе великого артиста посвящены балеты «Нижинский, клоун божий» (хореография М. Бежара), «Вацлав» (хореография Дж. Ноймаера) и др., спектакли драматического театра (роль Нижинского в частности исполнял Олег Меньшиков), кинофильмы.

Умер 8 апреля 1950 г. в Лондоне.