Миллисент Ходсон, Кеннет Арчер

Биография

Миллисент Ходсон (хореограф, реставратор утраченных балетов, автор книг) родилась в Индианаполисе (США, шт. Индиана). Изучала литературу в университетах Индианы и Калифорнии (Беркли), а также танец в Калифорнии и Нью-Йорке. В 1985 г. получила в Беркли степень доктора философии (соответствует принятой в России степени кандидата наук — естественных или гуманитарных) в области истории танца и изобразительного искусства.

Кеннет Арчер (художник, реставратор сценографии утраченных балетов, автор книг) родился в Лондоне. Изучал историю искусств в университетах Энтиоха и Эссекса, где получил степень доктора философии.

Интерес к творчеству Нижинского у Ходсон и к творчеству Рериха у Арчера способствовали тому, что они начали совместную исследовательскую работу: первым объектом их изысканий стала «Весна священная» дягилевских Русских сезонов. Работа растянулась на годы, но привела к триумфальному успеху премьеры возрожденного балета. Постановка была осуществлена М. Ходсон и К. Арчером для базирующейся в Чикаго труппы Балет Джоффри. Ее премьера состоялась в Лос-Анджелесе 30 сентября 1987 г. А Ходсон и Арчер, к тому времени не только коллеги-единомышленники, но и супруги, продолжили изучение истории Русского балета Дягилева, а также труппы Шведский балет (под руководством Рольфа де Маре), выступавшей в Париже в 1921-25 гг.

М. Ходсон
и К. Арчер, реконструировав историческую «Весну священную» для Балета Джоффри, затем возобновили свою постановку для многих ведущих балетных трупп мира, среди которых балет Парижской национальной оперы (1991 г.), Финский национальный балет (1994 г., Хельсинки), Национальный балет Португалии (1994 г., Лиссабон), Цюрихский балет (1995 г., Швейцария), Муниципальный театр Рио-де-Жанейро (1996 г., Бразилия), балетная труппа Римской оперы (2001 г.), балетная труппа Мариинского театра (2003 г.), Королевский балет Бирмингема (2005 г., Великобритания), Центр исполнительских искусств Хиого (2005 г., Кобе, Япония), Гамбургский балет (2009 г.), Балет Монте-Карло (2009 г.), Польский национальный балет (2011 г., Большой театр, Варшава).

Супруги восстановили еще два балета Нижинского — «Тиль Уленшпигель» (1916 г.) на музыку Р. Штрауса для балетных трупп Парижской оперы (1994 г.) и Римской оперы (2001 г.); «Игры» на музыку К. Дебюсси (1913 г.) для Балета Вероны (1996 г., Италия), Королевского балета Ковент-Гарден (2000 г., Лондон), балетной труппы Римской оперы (2001 г.) и Балета Джоффри (2001 г., Чикаго).

Также реконструировали ряд балетов Джорджа Баланчина — «Котильон» Э. Шабрие (1932 г., труппа Русский балет Монте-Карло, декорации К. Берара) для Балета Джоффри (1988 г., премьера в Нью-Йорке); «Кошка» А. Соге (1927 г., Русский балет Дягилева, декорации Н. Габо) для Большого Канадского балета в Монреале (1991 г.), балетной труппы Римской оперы (2005 г.) и соло Кошки для Карлы Фраччи, которое она, будучи исполнительницей заглавной партии, исполнила в балете «Зельда, вальс ты танцуешь со мной» (1998 г., миланский театр Ла Скала); «Песнь соловья» на музыку И. Стравинского (1925 г., Русский балет Дягилева, Париж, декорации А. Матисса) для Балета Монте-Карло (1999 г.); фрагменты балетов для молодежной учебно-концертной программы Europa Danse, которыми было проиллюстрировано открытие выставки Анри Матисса и Пабло Пикассо в Большом дворце (Гран Пале) в Париже (2002 г.) и для показа в студии Линбери театра Ковент-Гарден (2004 г., Лондон); «Грустный вальс» на музыку Я. Сибелиуса (Молодой балет, Петроград, 1922 г.) для Финского национального балета (Хельсинки, 2004 г.); «Бал» на музыку В. Риети (Русский балет Дягилева, декорации Дж. Де Кирико, 1929 г.) для балетной труппы Римской оперы (2005 г.)

— и ряд балетов Жана Берлина — «Каток» А. Онеггера (Шведский балет Рольфа де Маре, декорации Ф. Леже, 1922 г.) для Цюрихского балета (1996 г.) и Королевского Шведского балета (1998 г.); «В пределах квоты» К. Портера (Шведский балет, декорации Дж. Мерфи, 1923 г.) и «Дервиши» на музыку А. Глазунова Онеггера (Шведский балет Рольфа де Маре, декорации Ж.Муво, 1920 г.) для Королевского Шведского балета (1998 г.); «Сотворение мира» Д. Мийо (Шведский балет Рольфа де Маре, декорации Ф. Леже, 1923 г.) с Синтией Одье для Музея искусства и истории и балетной труппы Большого театра Женевы (2000 г., Швейцария) и балета Флорентийского музыкального мая (2003 г., Флоренция).

Пишут статьи и книги, выступают с лекциями о своих изысканиях и постановках в университетах, музеях и на конференциях по всему миру. М. Ходсон опубликовала «Преступление Нижинского против грации» («Пендрагон», Нью-Йорк, 1996 г.) и «Блумсберийский балет Нижинского» (там же, 2008 г.) — хореографические партитуры возрожденных ею балетов «Весна священная» и «Игры» соответственно. Перу К. Арчера принадлежит книга «Восток и Запад Рериха» (Борнмут, 2000 г.).

Среди оригинальных постановок М. Ходсон и К. Арчера балеты на сюжеты греческой мифологии и литературы «Медея и ее дети» (1991 г., Олимпийский театр, Виченца, Италия), «Ариадна и минотавр» (театр Массимо, Палермо, Италия), «Клитемнестра» (1995 г., Олимпийский балет, Милан), а также «Ночные танцы Дон Жуана Кихота» на музыку А. Саллинена (1997 г.) для солистов балета Парижской оперы Аньес Летестю, Жозе Мартинеза и солистки Финского балета Нины Хюваринен, «Ахматова: стихотворения в танце» на музыку С. Рахманинова, Ф. Пуленка для солистки Королевского балета Ковент-Гарден Линн Бенджамин (2005 г.), а также балеты для Карлы Фраччи в Римской опере, балетной труппы театра Ла Скала. Совместно с Лесли Энн Сейерс создали собственную версию балета «Стальной скок» С. Прокофьева (Принстонский университет, 2005 г.).