В партии Наташи в опере «Русалка». Фото из музея Большого театра.
В партии Наташи в опере «Русалка». Фото из музея Большого театра.
В партии Купавы в опере «Снегурочка». Рисунок П. Скотаря.
В партии Купавы в опере «Снегурочка». Рисунок П. Скотаря.
В партии Февронии в опере «Сказание о невидимом граде Китеже». Фото из музея Большого театра.
В партии Февронии в опере «Сказание о невидимом граде Китеже». Фото из музея Большого театра.
В партии Елизаветы Валуа в опере «Дон Карлос». Фото М. Сахарова и П. Орлова (из музея Большого театра).
В партии Елизаветы Валуа в опере «Дон Карлос». Фото М. Сахарова и П. Орлова (из музея Большого театра).
В партии Маргариты в опере «Фауст». Фото из музея Большого театра.
В партии Маргариты в опере «Фауст». Фото из музея Большого театра.
В заглавной партии в опере «Турандот». Фото М. Сахарова (из музея Большого театра).
В заглавной партии в опере «Турандот». Фото М. Сахарова (из музея Большого театра).

Награды

1937 г. —звание «Народная артистка СССР».
1937 г. — Орден Ленина.
1943 г. — Государственная премия СССР I степени («за многолетние выдающиеся достижения в области искусства»).
1951 г. — Орден Трудового Красного знамени.

						

Биография

«Сумею ли я выразить в письме то чудесное чувство, кое вы вызвали у меня своим пением. Я глубоко был тронут этими чудными звуками. У вас счастливо совпадает (говорит с вами художник) такая приятная внешность, ваше милое лицо с чудесным тембром, фразировкой, с вашим искренним, „пережитым чувством“, и я безмерно вам благодарен... Я ваш должник, но неоплатный».
Михаил Нестеров


Родилась 25 января (6 февраля) 1889 г. в Киеве. В 1907 г. окончила педагогические курсы киевской Мариинской женской гимназии. С 1906 г. брала уроки пения у Флоры Паш, параллельно занималась дикцией, пластикой, сценическим гримом. В 1911 г. молодую певицу прослушал С. Рахманинов, после чего предложил ей принять участие в концерте Киевского отделения Русского музыкального общества. В том же году переехала в Санкт-Петербург, где начала учиться у Елены Терьян-Коргановой.

В 1913–14 гг. была солисткой оперы московского Сергиевского народного дома, где дебютировала в партии Марии («Мазепа» П. Чайковского). В 1914 г. совершенствовала свое мастерство под руководством Матильды Маллингер в Берлине.

В 1914-1948 гг. — солистка Большого театра.
В 1918 г. занималась в Оперной студии Большого театра под руководством К. Станиславского.

Репертуар

1915
Ярославна
(«Князь Игорь» А. Бородина)
Маша («Дубровский» Э. Направника)
Наташа («Русалка» А. Даргомыжского)
Лиза («Пиковая дама» П. Чайковского)
Одарка («Запорожец за Дунаем» С. Гулак-Артемовского)

1916
Кума
(«Чародейка» П. Чайковского)
Купава («Снегурочка» Н. Римского-Корсакова)
Герда («Оле из Нордланда» М. Ипполитова-Иванова)

1917
Феврония
(«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова)
Мария («Мазепа» П. Чайковского)
Милитриса («Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова)
Елизавета Валуа («Дон Карлос» Дж. Верди) — первая исполнительница в Большом театре
Аида («Аида» Дж. Верди)

1918
Валентина
(«Гугеноты» Дж. Мейербера)

1919
Ортруда
(«Лоэнгрин» Р. Вагнера)

1923
Елизавета
(«Тангейзер» Р. Вагнера)

1924
Маргарита
(«Фауст» Ш. Гуно)

1925
Брунгильда
(«Валькирия» Р. Вагнера)

1929
Ева
(«Нюрнбергские мейстерзингеры» Р. Вагнера)

1930
Ударница
(«Вышка Октября» Б. Яворского) — первая исполнительница

1931
Горислава
(«Руслан и Людмила» М. Глинки)
Турандот («Турандот» Дж. Пуччини)

1932
Вера Шелога
(«Псковитянка» Н. Римского-Корсакова)

1933
Тоска
(«Тоска» Дж. Пуччини)

В камерном репертуаре певицы — произведения М. Глинки, А. Даргомыжского, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, С. Танеева, С. Рахманинова, Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, Э. Грига и других.

После революции часто выступала перед рабочими и военными. Проводила просветительские беседы с рабочими и крестьянами. Возглавляла концертные бригады артистов Большого театра. Гастролировала в Киеве, Ленинграде, Одессе, Харькове, Днепропетровске, Свердловске, Баку, Тбилиси.

Неоднократно получала приглашения выступить в Берлинской государственной опере, Парижской национальной опере, Метрополитен-опере, Опере Чикаго и других театрах, но все предложения отклоняла.
В 1926 г. выступила в партии Февронии в Парижской национальной опере («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова, дирижер — Эмиль Купер).


В 1935–36 и 1943–47 гг. преподавала в Оперной студии Большого театра.
В 1941–43 гг., находясь в эвакуации, занималась с солистами Ташкентского театра оперы и балета.
В 1947–51 гг. — профессор кафедры сольного пения Московской государственной консерватории (до 1949 г. — декан вокального факультета).

Среди записей: оперы «Пиковая дама» П. Чайковского и «Князь Игорь» А. Бородина, арии из опер «Дубровский» Э. Направника, «Чародейка» П. Чайковского, романсы и песни.
В 1924 г. вместе с Антониной Неждановой и Надеждой Обуховой приняла участие в первом радиоконцерте.
Снялась в кинофильме «Большой концерт» (режиссер Вера Строева, 1951 г.).

Автор статей о Чайковском, Станиславском, Яворском, Собинове.

Была членом Всесоюзного комитета по Государственным премиям СССР, членом Художественного совета Радиовещания и редакционного совета Музгиза, членом жюри разных музыкальных конкурсов.

Умерла 9 июня 1951 г. в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище.