Награды

1950 г. — командор ордена Британской империи.
1959 г. — награда в честь годовщины коронации королевы Елизаветы II, присуждаемая Королевской академией танца.
1960 г. — кавалер ордена Почетного Легиона (Франция).
1962 г. — рыцарь ордена Британской империи, почетная степень доктора гуманитарных наук Даремского университета.
1964 г. — командор ордена Датского флага.
1967 г. — почетная степень доктора гуманитарных наук от Даремского университета Восточной Англии.
1970 г. — кавалер ордена Кавалеров почета; почетная степень доктора музыки Лондонского университета.
1976 г. — степень доктора музыки Оксфордского университета.
1977 г. — член ордена Заслуг.
и другие.

				
Фредерик Аштон

Биография

Выдающийся английский хореограф, карьера которого длилась 60 лет. За это время он поставил свыше ста балетов, концертных номеров и новых версий классики. Осознал свое призвание под воздействием спектаклей русского балета. Сотрудничал с двумя леди-основательницами балета Британии — Мари Рамбер, у которой учился и параллельно с которой работал в труппе — предшественнице Королевского балета, организованной Нинетт де Валуа, впоследствии возглавлявшей и Королевский балет, а затем передавшей бразды правления самому Аштону. Обе прошли через труппу Дягилева и обе поставили своей целью создать национальный балет Британии. Аштон внес большой вклад в достижение этой цели.

Родился 17 сентября 1904 г. в Эквадоре в семье английского дипломата, вскоре переведенного в Перу. По его собственным словам, увлекся балетом, когда увидел в Лиме выступление Анны Павловой, гастролировавшей там со своей труппой. Заниматься балетом начал в возрасте 18 лет в Лондоне — сначала у Леонида Мясина, на тот момент прервавшего свою работу в дягилевском Русском балете, затем в школе у Мари Рамбер. Именно благодаря Рамбер уже в 20-е годы начал пробовать свои силы в качестве хореографа. Танцевал в Англии — с труппой Балет Веры Немчиновой и Антона Долина, во Франции — с труппой Иды Рубинштейн.

В 1930 гг. ставил балеты для первых британских балетных трупп (Общество Камарго, Балетный клуб, Вик-Уэллс балет). Аштон вместе с двумя первыми леди-основательницами британского балета, стремившимися развить русские традиции на английской почве (этой почвой стали национальная музыка и литература), — Мари Рамбер и Нинетт де Валуа (Вик-Уэллс балет) стоял у его истоков. Среди самых заметных балетов той поры — «Фасад» на музыку У. Уолтона (1931 г., созданный для Общества Камрго), представлявший собой проникнутую юмором и иронией сюиту народных и салонных танцев (среди первых исполнителей — ставшие впоследствии легендами английского балета Лидия Лопухова и Алисия Маркова, а также сам Аштон). Этот балет пережил свое время, неоднократно возобновлялся и в Британии, и за ее пределами, последний раз — в 2005 г. в труппе Шотландский балет (Глазго).

В 1933 г. Нинетт де Валуа пригласила Аштона в свою труппу Вик-Уэллс балет (с 1941 г. называлась Сэдлерс-Уэллс балет, в 1956 г. получила нынешнее название — Королевский балет) в качестве постоянного хореографа и танцовщика. Вторая половина 30-х гг. отмечена созданием балетов «Мефисто-вальс» и «Видения» на музыку Ф. Листа и чрезвычайно успешным балетом «Конькобежцы» на музыку Дж. Мейербера (1937 г.), который не сходил со сцены в течение тридцати лет. (Среди первых исполнителей были будущие звезды английского балета Марго Фонтейн и Роберт Хелпман).

В 1946 г. Сэдлерс-Уэллс балет начал работать в театре Ковент-Гарден. Аштон с 1952 г. был помощником директора труппы, а в 1963-70 гг. уже самостоятельно руководил Королевским балетом. Среди наиболее известных балетов 40-60-х гг. — «Симфонические вариации» на музыку С. Франка, (1946 г.), «Вальсы благородные и сентиментальные» М. Равеля (1947 г.), «Балетные сцены» И. Стравинского (1948 г.), «Золушка» С. Прокофьева (1948 г.), «Дафнис и Хлоя» М. Равеля (1951 г.), «Сильвия» Л. Делиба (1952 г.), «Ундина» Г.В. Хенце (один из лучших балетов Марго Фонтейн), «Маргарита и Арман» на музыку Ф. Листа по мотивам пьесы «Дамы с камелиями» А. Дюма-сына (1963 г.) — балет, поставленный для Марго Фонтейн и незадолго перед тем появившегося в Лондоне Рудольфа Нуреева, «Сон» на музыку Ф. Мендельсона-Бартольди по комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь» (1964 г.), «Монозвучности» на музыку Э. Сати («Три гимнопедии», 1965 г., «Три гносьенны», 1966 г.), «Энигма-вариации» на музыку Э. Элгара (1968 г.).

Большая сцена театра Ковент Гарден давала достаточный простор для постановки полнометражных сюжетных балетов. Аштон стал родоначальником этого направления в английском балете. Первой в этом ряду спектаклей стала «Золушка» С. Прокофьева — в этом балете Аштон также сыграл одну из злобных сестер главной героини, вновь продемонстрировав свое дарование выдающегося комического артиста.

Одним из самых знаменитых балетов Аштона стала яркая, изобретательная собственная версия старинного балета «Тщетная предосторожность» Л. Герольда (1960 г.), в работе над пантомимными сценами которой ему помогла легендарная балерина Мариинского театра и дягилевской антрепризы Тамара Карсавина, рассказавшая и показавшая, как эти сцены были решены в императорском театре. Воссозданный балет тоже стал долгожителем: «Тщетная» Аштона не сходит с мировой сцены — ее ставили многие крупные балетные труппы — более полувека. В 2002 г. она была поставлена и в Большом театре.

В 1970 г. Аштон покинул свой пост главы Королевского балета. Среди его самых заметных работ после отставки фильм «Сказки Беатрис Поттер» (музыка Ланчбери по мотивам Ж. Оффенбаха, Л. Минкуса и др., 1971 г.), в котором снялся и он сам — в роли ежихи Тигги-Уинкл и ставший балетной классикой XX века «Месяц в деревне» нам музыку Ф. Шопена (по пьесе И. Тургенева), поставленный им для Королевского балета в 1976 г.

В течение долгого времени понятия стиль Королевского балета и стиль хореографии Аштона были практически синонимичными. Аштон всегда был привержен классическому танцу, хотя весьма изобретательно разнообразил его, отражая в своих работах и те идеи, которые почерпнул у хореографов Русского балета Дягилева, Айседоры Дункан и других представителей свободного танца, а также у танцевальной культуры Латинской Америки, в одной из стран которой прошла его юность. Его отличали стойкая приверженность к лирическим сюжетам и чувство юмора, ярко проявившееся во многих его балетах. Отдал также дань и бессюжетному балету, среди его постановок этого направления особенно выделяются «Симфонические вариации» на музыку С. Франка, «Энигма-вариации» на музыку Э. Элгара, «Рапсодия» на музыку С. Рахманинова (1980 г.).

Умер 19 августа 1988 г., похоронен на кладбище при церкви Святой Марии в Яксли (Саффолк). Три месяца спустя последовала грандиозная поминальная служба в Вестминстерском аббатстве.