Азарий Плисецкий

Биография

Родился в Москве 13 июля 1937 г. Является представителем выдающейся актерско-балетной династии Мессереров—Плисецких.
В 1956 г. окончил Московское хореографическое училище, где учился в том числе у выдающегося педагога Николая Тарасова. В 1957 г. был принят в балетную труппу Большого театра, которую окончательно оставил в 1978 г. Исполнил ряд сольных партий в классических и современных постановках, в том числе одну из сольных партий в балете «Урок танца» /«Класс-концерт» на музыку А. Глазунова, А. Лядова, А. Рубинштейна, Д. Шостаковича, поставленном его дядей А. Мессерером, партию Кавалера/четыре кавалера/ («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича) и партию Хозе («Кармен-сюита» на музыку Ж. Бизе-Р. Щедрина, хореграфия А. Алонсо).

В 1963–73 гг. работал преимущественно в Национальном балете Кубы. Был постоянным партнером основательницы и первой балерины кубинского балета Алисии Алонсо. Исполнял ведущие партии во всех балетах текущего репертуара труппы, включая редакции классики, осуществленные Алисией Алонсо («Лебединое озеро» П. Чайковского — Принц Зигфрид, «Спящая красавица» — Голубая птица и Принц Дезире, «Жизель» А. Адана — Граф Альберт), а также балеты М. Фокина, Дж. Баланчина, М. Бежара. Стал первым исполнителем партии Хозе в кубинской редакции «Кармен-сюиты» (1967 г., хореография А. Алонсо).
Поставил для кубинской труппы балеты «Первый фортепианный концерт» на музыку С. Прокофьева и «Песнь жизни» на музыку Г. Малера. В паре с Алисией Алонсо снимался в фильмах-балетах.

Готовил кубинских танцовщиков к выступлениям на международных конкурсах артистов балета — в Варне (1965, 1966 гг.) и Москве (1969 г.), где получил призы в качестве лучшего партнера.
В годы работы на Кубе сложился и его творческий и семейный дуэт с Лойпой Арауха, в то время стремительно набиравшей популярность будущей звезды кубинского и мирового балета.

В качестве приглашенного солиста танцевал во многих театрах оперы и балета СССР — Одесском, Киевсом, Свердловском и др.), а также с Большим балетом Канады (Монреаль) и балетной труппой Софийской народной оперы.

В 1967 окончил театроведческийфакультет ГИТИС.

В 1974 г. и 1976–77 гг. был педагогом классического танца в Национальном балете Марселя, руководимом Роланом Пети, где также пробовал себя в качестве хореографа.

В 1978–81 гг. обосновался в Брюсселе, преподавал классический танец в труппе Мориса Бежара «Балет XX века» и в его хореографической школе «Мудра».

В 1981–87 гг. был балетмейстером-репетитором в Государственном концертном ансамбле СССР «Московский классический балет» (ныне Московский государственный театр классического балета под руководством Н.Д. Касаткиной и В.Ю. Василева), где поставил «Вечер французской хореографии» (1982 г.), программу которого составили опусы М. Бежара и Р. Пети.
Неоднократно переносил на сцены советских театров балет «Кармен-сюита» (совместно с братом Александром Плисецким), осуществил постановку двух хореографических номеров М. Бежара в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне Мариинский; «Бхакти» на традиционную индийскую музыку и «Опус № 5» на музыку А. фон Веберна) и одного из них в Московском академическом музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко («Бхакти»). Русскую классику (фрагментарно и целиком) ставил для за рубежом.
Был балетмейстером телевизионного художественного фильма «Мэри Попинс, до свидания!» (режиссер Л. Квинихидзе, музыка М. Дунаевского, «Мосфильм», 1984 г.).

В 1988–90 гг. был ассистентом артистического директора и педагогом балетной труппы Театро Лирико Насиональ в Мадриде.

С 1991 г. постоянно преподает классический танец в труппе Балет Бежара в Лозанне и школе-студии «Рудра». В 1995 г. исполнил партию Султана в балете «Шехеразада» на музыку Н. Римского-Корсакова в постановке М. Бежара.

Был членом судейской коллегии на проекте «Большой балет» телеканала «Культура» (2012 г.).

Как педагог широко востребован по всему миру. Давал мастер-классы и уроки балетной труппе Парижской оперы, Американскому балетному театру, балетным труппам театра Ла Скала и Римской оперы, Нью-Йорк сити балету, балету Венской оперы, Балету Бордо, Штутгартскому балете, Большому канадскому балету (Монреаль), труппе Элвина Эйли (США), балетной труппе Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко и многим другим.