Награды

Золотая медаль Пражской квадриеннале (1971 г.)
Гран-при «Золотая трига» Пражской квадриеннале (1975 г.)
Звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР» (1989 г.)
Звание «Народный художник Российской Федерации» (1994 г.)
Премия «Триумф» (1994 г.)
Государственная премия РФ (1998 г.)
Премия Президента РФ в области литературы и искусства (2002 г.)
Международная премия им. К.С. Станиславского (2004 г.)
«Хрустальная Турандот» — за спектакль «Затмение» в театре «Ленком» (2006 г., посмертно)
Российская национальная театральная премия «Золотая Маска» — за спектакль «Король Лир» в МДТ (2007 г., посмертно)

				
Давид Боровский

Биография

Родился 2 июля 1934 г. в Одессе.
В 1947-1950 гг. учился в киевской средней художественной школе.

С 15 лет работал художником-исполнителем в Киевском театре русской драмы имени Леси Украинки. В 1956 г. дебютировал в этом театре в качестве художника-постановщика («Ложь на длинных ногах» Э. Де Филиппо, режиссер И. Молостова). В 1963 — 1966 гг. был главным художником этого театра. Всего в Киевском театре русской драмы имени Леси Украинки оформил 31 спектакль (среди них: «Соло на флейте» И. Микитенко, режиссер В. Фёдоров, 1959 г.; «Комедия ошибок» У. Шекспира, режиссер В. Нелли, 1959 г.; «Четвёртый» К.Симонова, режиссер М. Розин, 1961 г.; «Киевская тетрадь» В. Собко, режиссер Н. Соколов, 1963 г.; «На дне» М. Горького, режиссер Л. Варпаховский, 1963 г.; «Дачники» М.Горького, режиссер М. Резникович, 1965 г.; «Насмешливое моё счастье» Л. Малюгина, режиссер М. Резникович, 1966 г.; «Большевики» М. Шатрова, режиссер И. Молостова, 1967 г.).

Первым спектаклем Давида Боровского на оперной сцене стала «Катерина Измайлова» Д. Шостаковича в Национальном академическом театре оперы и балета Украины им. Т. Г. Шевченко (совместно с В. Клементьевым, режиссер И. Молостова, 1965 г.).

В 1966 г. Борис Львов-Анохин пригласил Давида Боровского в Московский драматический театр имени К. С. Станиславского. Первым спектаклем художника в Москве стал «Хочу быть честным» В. Войновича (режиссер М. Резникович, 1967 г.). В 1967-68 гг. был главным художником этого театра.

В 1967 г. был приглашен Юрием Любимовым для работы над спектаклем «Живой» («Из жизни Федора Кузькина») по Б. Можаеву. Так началось 30-летнее сотрудничество художника с Театром на Таганке, где он оформил 25 спектаклей, среди которых «Мать» по М. Горькому (1969 г.), «А зори здесь тихие...» по Б. Васильеву (1971 г.), «Гамлет» У. Шекспира (1971 г.), «Товарищ, верь...» Л. Целиковской и Ю. Любимова (1973 г.), «Обмен» по Ю. Трифонову (1976 г.), «Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому (1979 г.), «Турандот, или Конгресс обелителей» Б. Брехта (1979 г.), «Дом на набережной» по Ю. Трифонову (1980 г.), поэтическое представление «Владимир Высоцкий» (1981, 1988 гг.), «Пир во время чумы» по А. Пушкину (1989 г.), «Самоубийца» Н. Эрдмана (1990 г.), «Медея» Еврипида (1995 г.), «Шарашка» по А. Солженицыну (1998 г.). В 1973-84 гг. и 1988-99 гг. был главным художником театра.

В сотрудничестве с Юрием Любимовым осуществил ряд постановок за рубежом, среди них: «Под жарким солнцем любви» Л. Ноно (Ла Скала, 1975 г.), «Борис Годунов» М. Мусоргского (Ла Скала, 1979 г.), «Хованщина» М. Мусоргского (Ла Скала, 1981 г.), «Четыре грубияна» Э. Вольфа-Феррари (Баварская государственная опера, 1982 г.), «Дон Жуан» В. А. Моцарта (Венгерская национальная опера, 1982 г.), «Саламбо» М. Мусоргского (Театр Сан Карло, Неаполь, 1983 г.; Парижская национальная опера, 1986 г.), «Лулу» А. Берга (Театр Реджо, Турин, 1983 г.; чикагская Лирик-опера, 1987 г.), «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича (Гамбургская государственная опера, 1990 г.), «Пиковая дама» П. Чайковского (Баденский государственный театр, Карлсруэ, 1990 г.; Опера Бонна, 1996 г.), «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева (Баварская государственная опера, 1991 г.).

В театре «Современник» оформил 11 спектаклей (среди них: «Валентин и Валентина» М. Рощина, режиссер В. Фокин, 1971 г.; «Из записок Лопатина» по К. Симонову, режиссер И. Райхельгауз, 1975 г.; «Навеки девятнадцатилетние» по Г. Бакланову, режиссер В. Фокин, 1985 г.; «Плаха» по Ч.Айтматову, режиссер Г. Волчек, 1987 г.; «Звёзды на утреннем небе» А. Галина, режиссер Г. Волчек, 1988 г.). В 1984-1988 гг. был главным художником этого театра.

Во МХАТ СССР им. Горького (затем МХАТ/МХТ им. А. П. Чехова) оформил 12 спектаклей, среди которых «Дни Турбиных» М. Булгакова (режиссер Л. Варпаховский, 1968 г.), «Иванов» А. Чехова (режиссер О. Ефремов, 1976 г.), «Утиная охота» А. Вампилова (режиссер О. Ефремов, 1978 г.), «Вишневый сад» А. Чехова (режиссер А. Шапиро, 2003 г.), «Учитель словесности» по Ф. Сологубу (режиссер Н. Шейко, 2003 г.). В 2003-06 гг. был главным художником театра.

Кроме того, сотрудничал с Малым театром, Театром им. Евг. Вахтангова, Драматическим театром им. В.Комиссаржевской, Большим драматическим театром, Театром Сатиры, Драматическим театром им. А. Пушкина, театрами «Ленком», «Эрмитаж», «Et Cetera» и другими.

Работал за рубежом: в Венгрии, Германии, Франции, Исландии, Финляндии, Греции США.

Сотрудничал Анатолием Эфросом («Сказки старого Арбата» А.Арбузова, Драматический театр на Малой Бронной, 1970 г.; «Дон Жуан» Ж.-Б.Мольера, Драматический театр на Малой Бронной, 1973 г.; «Турбаза» Э.Радзинского, Театр им. Моссовета, 1974 г.; «Эшелон» М. Рощина, МХАТ СССР им. М.Горького, 1975 г.), Олегом Табаковым («Обыкновенная история» по И. Гончарову, Немецкий театр Геттингена, 1986 г.; «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского, Государственный театр Касселя, 1988 г.; «Механическое пианино» по мотивам произведений А. Чехова, Театр п/р О.Табакова, 1993 г.), Камой Гинкасом («Палата № 6» по А. Чехову, 1988 г.; «Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому , 1989 г., Лила-театр, Хельсинки).

Много работал со Львом Додиным. Оформил ряд спектаклей в Малом драматическом театре — Театре Европы («Повелитель мух» по У. Голдингу (1986 г.), «Молли Суини» Б. Фрила (2000 г.), «Дядя Ваня» А. Чехова (2003 г.) и «Король Лир» У. Шекспира (2006 г.). А также оперы: «Электра» Р. Штрауса (Зальцбургский фестиваль, 1995 г., фестиваль «Флорентийский музыкальный май», 1996 г.), «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича (фестиваль «Флорентийский музыкальный май», 1998 г.), «Пиковая дама» П. Чайковского (Нидерландская опера, 1998 г.; «Флорентийский музыкальный май», Парижская национальная опера, 1999 г.), «Мазепа» П. Чайковского (Ла Скала, 1999 г.), «Демон» А. Рубинштейна (театр Шатле, 2003 г.), «Отелло» Дж. Верди (Театр Комунале, Флоренция, 2003 г.), «Саломея» Р. Штрауса (Парижская национальная опера, 2003 г.).

Среди работ в опере также: «Любовь к трём апельсинам» С. Прокофьева (режиссер В. Смехов, Театр Ахена, 1991 г.), «Игрок» С.Прокофьева (режиссер А. Титель, Большой театр, 2001 г.), «Жизнь с идиотом» А. Шнитке (режиссер В. Барановский, Новосибирский театр оперы и балета, 2002 г.), «Евгений Онегин» П. Чайковского (режиссер А. Титель, Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, 2007 г.).

Среди работ в кино: «Поздний ребенок» (режиссер К. Ершов, 1970 г.) «Каждый вечер после работы» (режиссер К. Ершов, 1973 г.); «Каштанка» (режиссер Р. Балаян, 1975 г.).

Неоднократно был участником международных выставок.
С 2001 г. — Член-корреспондент Российской Академии художеств.

Умер 6 апреля 2006 г. в Боготе.