Биография
«Василий Родионович Петров был из стаи „славных“, которые создали славу Большого театра. Имя Василия Родионовича будет вписано золотыми буквами в историю русского оперного искусства».
Елена Катульская
«Роскошные вокальные средства артиста, богатые по природе и усовершенствованные технически, необыкновенная мощность его голоса в соединении с красивым тембром и великолепной дикцией, наконец, сама захватывающая роль, — невольно делали его центром исключительного внимания слушателей , как бы оставляя в тени прочих исполнителей...»
Из прессы
Родился 28 февраля (12 марта) 1875 г. в селе Алексеевка Змиевского уезда Харьковской губернии. В детстве брал уроки игры на скрипке. Учился в церковно-приходской школе, затем в двухклассной школе Министерства народного просвещения, пел в церковном хоре. В 1891–93 гг. учился в Волчанской учительской семинарии. Пел в хорах кафедральных соборов Харькова и Таганрога. Затем стал солистом оперной труппы А. Суходольского, в составе которой выступал в Таганроге и Ростове-на-Дону.
В 1898–1902 гг. учился в Московской консерватории (класс А.И. Барцала).
Выступал на сцене Большого театра в оперных спектаклях консерватории: «Фиделио» Л. ван Бетховена (Второй узник, 1899 г.), «Виндзорские проказницы» О. Николаи (Фальстаф, 1900 г.), «Похищение из сераля» В. А. Моцарта (Осмин, 1902 г.).
В 1902–37 гг. — солист Большого театра.
Репертуар
В Большом театре:
1902
Мельник («Русалка» А. Даргомыжского)
Руслан («Руслан и Людмила» М. Глинки)
Иван Сусанин («Жизнь за царя» М. Глинки)
Архип («Дубровский» Э. Направника)
Князь Гудал («Демон» А. Рубинштейна)
Владимир Галицкий («Князь Игорь» А. Бородина)
Гремин («Евгений Онегин» П. Чайковского)
Капулетти («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно)
Священник («Пир во время чумы» Ц. Кюи)
1903
Старый цыган («Алеко» С. Рахманинова)
Даланд («Летучий голландец» Р. Вагнера)
Граф де Сен-Бри («Гугеноты» Дж. Мейербера)
Добрыня («Добрыня Никитич» А. Гречанинова)
Кардинал Бибиена («Рафаэль» А. Аренского)
Спарафучиле («Риголетто» Дж. Верди)
1904
Андрей Дубровский («Дубровский» Э. Направника)
Кончак («Князь Игорь» А. Бородина)
Пантей («Троянцы в Карфагене» Г. Берлиоза)
Марсель («Гугеноты» Дж. Мейербера)
Князь Жемчужный («Опричник» П. Чайковского)
1905
Пимен («Борис Годунов» М. Мусоргского)
Отец Лоран («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно)
Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно)
Воевода («Пан-воевода» Н. Римского-Корсакова) — первый исполнитель в Большом театре
Рамфис («Аида» Дж. Верди)
Бима («Наль и Дамаянти» А. Аренского)
1906
Океан-море (первый исполнитель в Большом театре), Варяжский гость («Садко» Н. Римского-Корсакова)
Зарастро («Волшебная флейта» В. А. Моцарта)
Старый слуга («Демон» А. Рубинштейна)
Отец Лоренцо («Песнь торжествующей любви» А. Симона)
1907
Мороз («Снегурочка» Н. Римского-Корсакова)
Альвизе («Джоконда» А. Понкьелли) — первый исполнитель в Большом театре
Мефистофель («Осуждение Фауста» Г. Берлиоза)
Нилаканта («Лакме» Л. Делиба)
Балбил («Нерон» А. Рубинштейна)
1908
Князь Юрий («Сказание и невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова) — первый исполнитель в Большом театре
Юрий Токмаков («Псковитянка» Н. Римского-Корсакова)
Король Генрих Птицелов («Лоэнгрин» Р. Вагнера)
1909
Казенбек («Кавказский пленник» Ц. Кюи) — первый исполнитель в Большом театре
1911
Хаген («Гибель богов» Р. Вагнера) — первый исполнитель в Большом театре
Коллен («Богема» Дж. Пуччини) — первый исполнитель в Большом театре
1912
Фазольт («Золото Рейна» Р. Вагнера) — первый исполнитель в Большом театре
Лотарио («Миньон» А. Тома)
1913
Досифей («Хованщина» М. Мусоргского)
1914
Царь Салтан («Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова)
1916
Собакин («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова) — первый исполнитель в Большом театре
Чуб («Ночь перед Рождеством» Н. Римского-Корсакова)
Мамыров («Чародейка» П. Чайковского)
1917
Король Рене («Иоланта» П. Чайковского)
1927
Великий инквизитор («Дон Карлос» Дж. Верди) — первый исполнитель в Большом театре
Старый иудей («Самсон и Далила» К. Сен-Санса) — первый исполнитель в Большом театре
Король Треф («Любовь к трём апельсинам» С. Прокофьева) — первый исполнитель в Большом театре
1930
Данила («Прорыв» С. Потоцкого) — первый исполнитель в Большом театре
1931
Надир-Шах («Алмаст» А. Спендиарова)
Гастролировал в Санкт-Петербурге, Киеве, Нижнем Новгороде, Ярославле, Воронеже, Курске, Смоленске, Николаеве, а также в Берлине, Монте-Карло, Вене, Варшаве, Париже и Лондоне.
Много выступал как концертный певец. Был первым исполнителем произведений С. Рахманинова, Р. Глиэра, С. Василенко, М. Ипполитова-Иванова, С. Потоцкого. Принял участие в московских премьерах кантаты «Песнь о вещем Олеге» Н. Римского-Корсакова (1901 г.), оратории «Мессия» Г.Ф. Генделя (редакция В. А. Моцарта, 1902 г.). Впервые в России исполнил партию Христа в «Страстях по Матфею» И.С. Баха (1913 г.).
В годы Первой мировой войны участвовал в благотворительных концертах в пользу воинских частей. После революции часто пел в студенческой, рабочей, солдатской аудиториях. Принимал участие в организации общедоступных концертов.
В 1925–29 гг. был вокальным руководителем Оперного театра им. Станиславского, в 1935–37 гг. — Оперной студии Большого театра. Преподавал в Московском музыкальном техникуме им. А. К. Глазунова.
Совершал поездки для прослушивания и отбора талантливых певцов.
Автор романса «Как дорожу я прекрасным мгновением» (слова Н. Огарёва, 1900 г.).
Записал на грампластинки свыше 40 произведений.
Умер 4 мая 1937 г. в Москве. Похоронен на Введенском кладбище.
Распечатать