Федерико Тьецци

Биография

Режиссер, драматург, актер, он получил известность в 70-е годы благодаря следующим своим постановкам: «Предсказания вампиров» (1977), «Виды Порт-Саида» (1978), «Точка слома» (1979). Участвовал во многих важных европейских фестивалях со своей труппой, которую создал вместе с Сандро Ломбарди и Марион д’Амбурго, развивая особый театральный язык, близкий к визуальным искусствам (работает с такими актерами, как Марио Скифано, Алигьеро Боетти, Алессандро Мендини). Затем к этим его исканиям добавилась работа со стихотворной драматургией, из чего родился особый тип поэтического театра.

Среди его постановок, от классики до современных произведений: «Эбдомеро» (1979), «Нервный срыв» (1990), «На дороге» (1982), «Ins Null (В сторону нуля)» (1980), «Жене в Танжери», «Портрет молодого актера» и «Воображаемая жизнь Паоло Уччелло» (1985); «Как это» Самюэля Беккета и Арто. Ставит «Трагедию» (1987); диптих Хайнера Мюллера «Гамлет-машина» и «Медея: материал» (1988); три спектакля по «Божественной Комедии», драматургическая переработка которой была доверена трем поэтам: Эдоардо Сангуинети («Комедия ада», 1989), Марио Луци («Чистилище», 1990) и Джованни Джудичи («Рай», 1991). Затем следуют «Адельки» Алессандро Мандзони (1991); «Эдип» Джованни Тестори и «Свинарник» Пазолини (1994). Ставит «В джунглях городов» Брехта, «Натуральный абсолют» Гоффередо Паризе, «Сцены из ''Гамлета''» (1998) и «Гамлет» Шекспира (2002). Вместе с Сандро Ломбарди продолжает работу над произведениями Джованни Тестори, вместе они ставят «Клеопатру», «Два стона» и «Амблето» (2001). В 1999 ставит «Дядю Ваню» Чехова, «Видимость обманчива» Томаса Бернхарда (2000), «Антигону (Софокла)» Брехта (2004), «Птицы» Аристофана (2005), «Гигантов горы» Пиранделло (2007), «Сон в весеннее утро» Габриэле Д’Аннунцио, «Ромео и Джульетту» (2009) и «Испытание обрученных» Джованни Тестори (2010). Лауреат многочисленных премий, в том числе престижных «Премий Убю».

В 2007-10 руководит театром Метастазио в тосканском Прато (Тоскана).

Всегда увлекался музыкальным театром и в 1976 г. работает с Ацио Корги над «Тактусом» («Музыкальная осень Комо»). Затем работает с музыкантами (среди них Брайан Эно, Джон Хассл, Нана Васкончелос и Джанкарло Кардини). В 1993г.  Сальваторе Шаррино пишет музыку для его новой постановки «Рая» Данте, а в 1995 г. Джакомо Мандзони выступает композитором его новой постановки «Ада» Данте.

Впервые работал в оперном театре в Бари в 1991 г. (Театр Петруцелли, «Норма» В. Беллини), затем следуют «Травиата» Дж. Верди (1992 г., театр Перголези ди Джези) и «Севильский цирюльник» Дж. Россини (театр Коммунале Мессины и венецианская Ла Фениче). В 1995 г. ставит «Кармен» в болонском театре Комунале, а в 1996 г. – «Нарушенное счастье» по произведению Марио Луци о художнике Понтормо с оригинальной музыкой Джакомо Мандзони (фестиваль Флорентийский музыкальный май). В 1997 г. его постановка «Сицилийской вечери» Дж. Верди открывает сезон Римской оперы.

В 1999 г. ставит «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини (Королевский театр/ Regio в Турине); в 2000 г. – «Дидону и Энея» Г. Перселла (фестиваль Монтеверди в Кремоне, фестиваль Флорентийский музыкальный май) и «Сомнамбулу» В. Беллини (флорентийский театр Комунале). В 2003 г. осуществляет постановку «Милосердия Тита» В.А. Моцарта (фестиваль Флорентийский музыкальный май), в 2004 г. его спектакль «Кавалеры из Экебю» Р. Дзандонаи открывает сезон в театре Верди Триеста.

В 2005 г. впервые обращается к музыке Р. Вагнера – «Валькирия» в неаполитанском театре Сан Карло, в том же театре ставит «Трубадура» (затем ставит эту оперу в Токио, Осаке и многих европейских театрах). В 2006 г. в Триесте ставит «Дон Кихота» Ж. Массне, а в Ливорно – «Ирис» (фестиваль Масканьи). В 2007 г. осуществляет постановку «Андре Шенье» У. Джордано (театр Массимо Беллини/ Катания) и «Парсифаля» (театр Сан Карло), а в 2008 г. снова обращается к «Норме» (болонский театр Комунале) и ставит «Поездку в Индию» Санты Рама Рау. В 2009 г. впервые ставит «Симона Бокканегру» в Берлинской государственной опере, а в 2010 г. – в театре Ла Скала.

В 2011 г. после постановки «Парсифаля» в Королевском театре в Турине ставит в театре Петруцелли «То же самое море», оперу Фабио Вакки по либретто Амоса Оза со сценографией Гае Ауленти. Между 2012 и 2014 гг. осуществляет постановку «Веселой вдовы» Ф. Легара (Филармонический театр Вероны, театр Сан Карло, театр Карло Феличе/ Генуя).

В 2012 г. также начинает работу над «В поисках утраченного времени» М. Пруста (первая часть – «Любовь Свана»). В 2013 г. во Флоренции в театре Ла Пергола выходит его постановка «Непонятно как» Л. Пиранделло. В 2014 г. ставит «Возвращение Казановы» А. Шницлера для Национального музея Барджелло во Флоренции.

Между 2012 и 2014 гг. восстанавливает некоторые свои оперные постановки: «Ирис» (Верона), «Дон Кихот» (Кальяри), «Норма» (Болонья) и «Симон Бокканегра» (театр Ла Скала).

В 2015 г. в рамках 51-го цикла Классических представлений греческого театра в Сиракузах впервые поставил «Ифигению в Авлиде» Еврипида.