Биография
Родился 9 февраля 1956 г. в Софии (Болгария).В 1983 г. окончил Национальную академию искусств (класс профессора Мито Гановски), тогда же стал преподавателем академии. В 1980-1989 г. создал ряд монументальных произведений: фресок, мозаик и гобеленов для общественных зданий в Болгарии и Австрии. За мозаику (площадь 200 кв. м) и театральный занавес классического гобелена (90 кв. м) в культурном доме в Севлиево был награжден национальной премией. Работал над живописными полотнами преимущественно больших форматов. В этот период сформировал свой индивидуальный стиль с характерными для него фантастическими элементами, поп-сюрреализмом и современным свободным фигуративизмом. Постоянный участник многих художественных выставкок в Болгарии. Создатель художественного центра «Белая школа» в деревне Стоките (Болгария).
С 1990 г. живет в Париже, где министерство культуры Франции предоставило ему ателье.
В 2009 г., получив предложение директора Софийской оперы и балета Пламена Карталова создать сценографию и костюмы для оперной тетралогии «Кольцо нибелунга» Р. Вагнера, приступил к своей первой работе в оперном театре.
Визуальная концепция Николая Панайотова объединяет фантастический и футуристический стили, свойственные его живописи и скульптуре. Конусы, давно знакомые почитателям его творчества, в этом цикле являются одним из основных художественных образов. Сделанные из фибростекла, они символизируют Вальгаллу, динамику, «ракетный» космический прорыв в стремлении к власти и силе, превращаются то в коней во второй части тетралогии - «Валькирии» или зубы дракона в «Зигфриде», претерпевая и многие другие метаморфозы. Конусы объединены огромным кольцом, временами распадающимся на круги и полукруги, оживляя общую сценическую композицию. Важным качеством сценографии является ее мобильность и непрерывная трансформация, которая осуществляется без занавеса и перерыва и гибко следует за музыкой и действием.
Костюмы, с их фантастическими экстравагантными и блестящими современными линиями, являются продолжением этих идей, добавляя цвет и новые «скульптурные» ткани. Они несут индивидуальную «символику» героя и тоже изменяются от сцены к сцене, следуя эволюции его характера.
Намерение художника состоит в том, чтобы провоцировать воображение зрителя. Отталкиваясь от универсальных космических и геометрических форм, он сочетает их с новыми и уникальными современными элементами, стремясь одновременно к минимализму и используя усложненные технологии и цвета.
Международная пресса оценивала стиль «Кольца» то как фантастический реализм, то представляла его как результат технологически-минималистичного современного мышления, сравнивала его с эстетикой футуризма, с комиксом в стиле Манги, космическим дизайном 80-х, неизменно подтверждая уникальное художественное воздействие сценографии спектакля.
В настоящее время Николай Панайотов выставляет свои живописные работы и скульптуру в Париже, Санта-Фе, США и Болгарии.
Распечатать