Биография
"Большому театру Николай Семенович отдал многие годы своей жизни. Бывали моменты, когда его не было в театре. Но затем он снова возвращался. Последний его приход в Большой ознаменовался
творческими победами прославленного коллектива. Под его руководством и непосредственным участием были созданы такие постановки, как "Борис Годунов", "Хованщина", "Садко", которые могут быть названы
вершинными достижениями, быть может, за всю историю театра…
Про него можно с полным основанием сказать, что он горел в работе. И это свойство не покидало его никогда. Это горение и полная самоотдача дирижера заражали певцов и музыкантов. С Головановым нельзя
было петь или играть "вполсилы". Это исключалось. Поэтому звучание оркестра под управлением Голованова было всегда особенно эмоциональным и ярким. Его нельзя было спутать ни с каким другим.
Прекрасный знаток вокала (воспитанник Синодального хора), Николай Семенович требовал от оркестра в первую очередь "пения". И оркестр у него всегда пел, а это качество очень ценно, особенно в
инструментальном исполнении".
Евгений Светланов
Родился 9 (21) января 1891 г. в Москве. В 1910 г. окончил Синодальное училище церковного пения, в 1914-м - Московскую консерваторию, где получил композиторский диплом. По окончании училища был
назначен помощником регента Синодального хора, исполнял также должность преподавателя училища. В 1915 г. дебютировал как симфонический дирижер.
Независимый характер и крутой нрав, свойственные Голованову, осложняли ему жизнь, в том числе и в Большом театре. Дважды он был вынужден оставить его, но всегда возвращался. Голованов работал в
Большом с 1915 г. по 28-й (до 19-го г. в качестве хормейстера), затем с 1930 по 36-й г. В 1948 г. был назначен главным дирижером, и этот пост сохранил уже до самой своей смерти.
В 1919 г. совместно со Станиславским организовал Оперную студию Большого театра, со временем трансформировавшуюся в Оперный театр имени К. С.Станиславского, музыкальным руководителем которого
Голованов стал в 1938 г.
В 20-е гг. был художественным руководителем камерных концертов в Большом зале Московской консерватории, организованных профессурой консерваториии корпорацией артистов-солистов Большого театра.
Аккомпанировал Айседоре Дункан на ее московских концертах.
"А.В.Нежданова, В.И.Качалов и я были пионерами нашего радиовещания,"- 8 сентября 1924 г. транслировался первый радиоконцерт с участием артистов Большого театра. В 1929-х г. создал Оперный радиотеатр.
В 1930г. стал главным дирижером и этого театра, и московского радиоцентра. А впоследствии возглавил Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио, в название которого со
временем добавилось и "телевидение" (1937-53 гг. ).
В 1925-48 гг. (с перерывами) был профессором оркестрового и оперного классов Московской консерватории. "Самым важным в своей консерваторской деятельности считаю создание большого студенческого
оркестра".
Выступал как пианист, в основном, в ансамбле со своей женой - великой русской певицей, солисткой Большого театра Антониной Васильевной Неждановой.
Творческое наследие Николая Голованова насчитывает 46 опусов, в том числе одноактные оперы "Принцесса Юрата" и "Богатырский курган", симфонию, симфонические поэмы, увертюры. Он автор более двухсот
романсов. Будучи глубоко религиозным человеком, также сочинял духовную музыку.
В Большом театре осуществил постановки опер:
"Князь Игорь" А. Бородина (1920 г. )
"Евгений Онегин" П. Чайковского (1921 г. )
"Ночь перед рождеством" Н. Римского-Корсакова (1923 г. )
"Сорочинская ярмарка" М. Мусоргского (1925 г. ) - первая постановка редакции Ю. Сахновского
"Майская ночь" Н. Римского-Корсакова (1926 г. )
"Любовь к трем апельсинам" С. Прокофьева (1927 г. )
"Руслан и Людмила" М. Глинки (1931 г. )
"Псковитянка" Н. Римского-Корсакова (1931 г. )
"Золотой петушок" Н. Римского-Корсакова (1932 г. )
"Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Н. Римского-Корсакова (1934 г. )
"Тихий дон" И. Дзержинского (1936 г. )
"Садко" Н. Римского-Корсакова (1943 г. )
"Борис Годунов" М. Мусоргского (1948 г. )
"Хованщина" М. Мусоргского (1950 г. )
А также поставил здесь оперетту "Прекрасная Елена" Ж. Оффенбаха (1924 г., первая постановка на русской сцене) и следующие балеты:
"Петрушка" И. Стравинского (1921 г. )
"Грот Венеры" (балетная сцена из оперы "Тангейзер" Р. Вагнера)
"Испанское каприччио" на музыку Н. Римского-Корсакова
"Шехеразада" на музыку Н. Римского-Корсакова (все - в 1923 г. )
В 1923г. вместе с режиссером Владимиром Лосским поставил знаменитый спектакль-капустник "Севильский цирюльник дыбом", пародировавший аванградную режиссуру, в частности, Мейерхольда. Все женские роли
исполняли мужчины, мужские - женщины. (Нежданова пела графа Альмавиву.)
Николай Голованов был четырежды удостоен Сталинской (Государственной СССР) премии - в 1946, 1949, 1950 и 1951 гг. В 1948 г. ему было присвоено звание "Народный артист СССР".
Умер в Москве 28 августа 1953 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Распечатать