Па де де Принцессы Флорины и Голубой птицы из балета «Спящая красавица».Голубая птица – Владимир Васильев. Фото из архива артистов.
Па де де Принцессы Флорины и Голубой птицы из балета «Спящая красавица».
Голубая птица – Владимир Васильев. Фото из архива артистов.
В партии Китри в балете «Дон Кихот».Фото Анны Клюшкиной.
В партии Китри в балете «Дон Кихот».
Фото Анны Клюшкиной.
В партии Маши/Мари в балете «Щелкунчик».Щелкунчик-принц – Владимир Васильев.Фото Елены Фетисовой.
В партии Маши/Мари в балете «Щелкунчик».
Щелкунчик-принц – Владимир Васильев.
Фото Елены Фетисовой.
В партии Фригии в балете «Спартак».Фото Анны Клюшкиной.
В партии Фригии в балете «Спартак».
Фото Анны Клюшкиной.
В партии Фригии в балете «Спартак».Спартак – Владимир Васильев.Фото Елены Фетисовой.
В партии Фригии в балете «Спартак».
Спартак – Владимир Васильев.
Фото Елены Фетисовой.
В партии Принцессы Аврорыв балете «Спящая красавица».Принц Дезире - Владимир Васильев.Фото Анны Клюшкиной.
В партии Принцессы Авроры
в балете «Спящая красавица».
Принц Дезире - Владимир Васильев.
Фото Анны Клюшкиной.
«Эти чарующие звуки...»Фото Елены Фетисовой.
«Эти чарующие звуки...»
Фото Елены Фетисовой.
В заглавной партии в балете «Анюта».Фото Елены Фетисовой.
В заглавной партии в балете «Анюта».
Фото Елены Фетисовой.

Награды

1957 г. — золотая медаль Всесоюзного конкурса артистов балета в Москве.
1959 г. — I премия Международного фестиваля молодежи и студентов в Вене.
1964 г. — I премия I Международного конкурса артистов балета в Варне — получила звание «Народная артистка РСФСР» (Российской Федерации).
1969 г. — премия имени Анны Павловой Парижской академии танца.
1972 г. — премия имени Мариуса Петипа Парижской академии танца («Лучший дуэт мира», совместно с В.Васильевым) и премия имени Ленинского комсомола.
1973 г. — народная артистка СССР.
1984 г. — премия Академии Симба (Италия).
1989 г. — премия «Вместе за мир» (Италия).
1989 г. — премия имени Джино Тани («Лучший дуэт», совместно с В. Васильевым, Италия).
1990 г. — премия ЮНЕСКО и медаль имени Пабло Пикассо.
1981 г. — Государственная премия СССР.
1989 г. — премия им. Дж. Тани («Лучший дуэт» — совместно с В. Васильевым, Италия).
1990 г. — премия имени С. П.Дягилева.
1991 г. — Государственная премия России.
1991 г. — театральная премия «Хрустальная Турандот» (совместно с В. Васильевым).
1999 г. — была удостоена ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени.
2004 г. — была награждена призом «Душа танца» (номинация «Мэтр танца») журнала «Балет». Стала офицером ордена Рио Бранко (вручается президентом Республики Бразилии за заслуги в дипломатии — Е. Максимова принимала участие в открытии балетной школы в бразильском городе Жоинвилле).
2008 г. — орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Награждена также орденами Ленина (1976 г. ), Трудового Красного Знамени (1971 г. ), Дружбы народов (1981г. ) .
Являлась почетным профессором Московского государственного университета имени М. В.Ломоносова (1995 г. ); действительным членом Международной академии творчества (1989 г. ) и Академии российского искусства (1995 г. ); членом исполкома Российского центра Международного совета танца при ЮНЕСКО, членом жюри Российской независимой премии в области высших достижений литературы и искусства «Триумф» (с 1992 г., в котором эта премия была основана).



						

Биография

Родилась 1 февраля 1939 г. в Москве. В 1958 г. окончила Московское хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии), где училась у прославленной балерины и педагога Елизаветы Гердт, и была принята в балетную труппу Большого театра.

Уже на следующий год получила главную партию — Катерины («Каменный цветок») и приняла участие в первых гастролях Большого балета в США, где не только не потерялась на фоне ведущих артистов труппы, но и получила собственную восторженную прессу. В 1960 г., готовя партию Жизели, начала репетировать под руководством великой Галины Улановой.

 Еще в училище начал складываться дуэт Максимовой с ее будущим мужем Владимиром Васильевым, впоследствии признанный эталонным артистическим дуэтом.

 «Дитя Большого театра» (точнее «бэби» — так прозвали Максимову на все тех же американских гастролях), сохранив свою лучезарность, так выгодно отличавшую «максимовскую» исполнительскую манеру, со временем выросло в балерину, равно виртуозно владевшую и техникой балета, и актерской палитрой, на которой были представлены все возможные краски: лирические, комические и трагические.

 В 1980 г. окончила Государственный институт театрального искусства/ ГИТИС.
С 1982 г. начала преподавать на кафедре хореографии этого института классическое наследие и композицию танца (в 1996 г. ей присвоили ученое звание профессора).
С 1990 г. была педагогом-репетитором театра «Кремлевский балет».
В 1998-2009 гг. — балетмейстер-репетитор Большого театра (солисткой труппы она перестала быть в 88-м г.).
Под ее руководством в Большом театре репетировали Галина Степаненко, Марианна Рыжкина, Светлана Лунькина, Анна Никулина, Мария Богданович.

Репертуар

Балеты и редакции классических балетов Юрия Григоровича (первая исполнительница всех перечисленных партий)
Принцесса Флорина («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю.Григоровича, 1963 г.)
Маша («Щелкунчик» П. Чайковского в постановке Ю. Григоровича, 1966 г.)
Фригия («Спартак» А. Хачатуряна в постановке Ю. Григоровича, 1968 г.)
Принцесса Аврора («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография Ю. Григоровича по М. Петипа, вторая редакция, 1973 г.)
Балеты, поставленные Владимиром Васильевым
Девушка («Икар» С. Слонимского, 1971 г.)
Эола («Икар», вторая редакция, 1976 г.) — первая исполнительница
солистка («Эти чарующие звуки...» на музыку А. Корелли, Дж. Торелли, В. А.Моцарта, Ж. Ф.Рамо, 1978 г.) — первая исполнительница
Анюта («Анюта» на музыку В. Гаврилина, 1986 г.) — первая исполнительница

Танцевала также следующие партии:
Катерина
(«Каменный цветок» С. Прокофьева в постановке Ю. Григоровича, 1959 г.)
Жизель («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли. Ж.Перро, М. Петипа в редакции Л. Лавровского, 1960 г.)
одиннадцатый вальс, прелюд и седьмой вальс («Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина, 1960 г.)
Водяница («Конек-Горбунок» Р. Щедрина в постановке А. Радунского,
1960 г.)
Лиззи («Тропою грома» К. Караева в постановке К. Сергеева, 1960 г. )
Коломбина («Медный всадник» Р. Глиэра, хореография Р. Захарова, 1960 г. )
Жанна («Пламя Парижа» Б. Асафьева, хореография В. Вайнонена, 1961 г. )
Мавка («Лесная песня» Г. Жуковского в постановке О. Тарасовой и А. Лапаури, 1961 г.)
Мария («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, хореография Р. Захарова, 1962 г.)
Муза («Паганини» на музыку С. Рахманинова, хореография Л. Лавровского, 1962 г.)
Маша («Щелкунчик» П. Чайковского, хореография В. Вайнонена, 1962 г.; исполняла эту партию и в училище, 1957 г.)
Нимфа («Спартак» в постановке Л. Якобсона, 1962 г. ) - первая исполнительница в Большом театре
Вакханка (картина «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» Ш. Гуно, хореография Л. Лавровского, 1962 г.)
солистка («Класс-концерт» на музыку Д. Шостаковича, А. Глазунова, А. Лядова, хореография А. Мессерера, 1963 г.— была в числе первых исполнителей этого балета
Золушка
(«Золушка» С. Прокофьева, хореография Р. Захарова, 1964 г.)
Балерина («Петрушка» И. Стравинского, хореография М. Фокина в редакции К. Боярского, 1964 г. ) - первая исполнительница в Большом театре
Китри
(«Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского, 1965 г.)
Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография А. Горского, М. Петипа, Л. Иванова, А. Мессерера, 1968 г.)
Джульетта («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского, 1973 г.)
Шура Азарова («Гусарская баллада» Т. Хренникова в постановке Д. Брянцева, 1980 г.) — первая исполнительница в Большом театре

Последнее выступление Екатерины Максимовой на сцене Большого театра состоялось 1 февраля 1999 г., в день ее 60-летия, в минибалете М. Кларк («Сады Вилландри» на музыку Ф. Шуберта, 1999 г., подарок хореографа к юбилею Екатерины Максимовой) .

Репертуар в других театрах:

Московский классический балет (ныне Государственный академический театр классического балета) под руководством Н. Д.Касаткиной и В. Ю.Василева

Натали («Натали, или Швейцарская молочница» А. Гировеца, хореография П. Лакотта по Ф. Тальони, 1980г.— первая исполнительница в России возобновленного старинного балета в новой редакции
Джульетта («Повесть о Ромео и Джульетте» в постановке Н. Касаткиной и В. Василева, 1981 г.)
Ева («Сотворение мира» А. Петрова, хореография Н. Касаткиной и В. Василева, 1984 г.)

Балет XX века(гастроли брюссельской труппы в Москве)
Юлия
(«Ромео и Юлия» на музыку Г. Берлиоза, хореография М. Бежара, 1978 г.)

Марсельский балет
Роза
(«Голубой ангел» на музыку М. Констана, хореография Р. Пети, 1987 г.)

Театр «Кремлевский балет»:
Золушка
(«Золушка» в постановке В. Васильева, 1991 г.)

Неаполитанский театр Сан-Карло
Продавщица перчаток
(«Парижское веселье» на музыку Ж. Оффенбаха в обработке М. Розенталя, хореография Л. Мясина, 1988 г.)
Ромола («Нижинский» на сборную музыку в постановке В. Васильева и других хореографов, режиссер Б.Менегатти, 1989 г.)

Английский национальный балет
Татьяна
(«Онегин» на музыку П. Чайковского, хореография Дж. Крэнко, 1989 г.)

Танцевала также номера и балеты в постановке К. Голейзовского (три номера, поставленных специально для нее), Ф. Аштона, Т. Шиллинга, Дж. Арпино (хореографическая композиция «Ангельский круг» на музыку Г. Малера стала подарком балетмейстера к юбилею Екатерины Максимовой, 1994 г. ) и В. Васильева (поставленные за пределами Большого театра).
Максимова останется в истории балета не только благодаря своей Китри (ее коронная роль) и другим сценическим созданиям. Огромную популярность ей принесли ее партии-роли в созданных специально для нее, оригинальных телебалетах. По сути дела, именно телевизионные балеты с ее участием и утвердили телебалет в статусе полноценного, самостоятельного жанра.

Роли в оригинальных телебалетах:
Девочка («Трапеция» на музыку С. Прокофьева, хореография Н. Рыженко, режиссеры Ф. Слидовкер и В. Смирнов-Голованов, Арлекин — В. Васильев, ЦТ т/о «Экран», 1970 г.)
Элиза Дулиттл («Галатея» на музыку Ф. Лоу в обработке Т. Когана, хореография Д. Брянцева, режиссер А.Белинский, Генри Хиггинс — Марис Лиепа, «Лентелефильм», 1977 г.) — фильм удостоен наград международных фестивалей телефильмов — приза «Злата Прага» и премии Би-Би-Си в Лондоне, 1978 г.)
Петер («Старое танго» на музыку Т. Когана, хореография Д. Брянцева, режиссеры Д. Брянцев и А. Белинский, «Лентелефильм», 1979 г.) — фильм получил Приз Интервидения и приз «За лучшее исполнение женской роли» на международном фестивале «Злата Прага», 1980 г.)
Анюта («Анюта» на музыку В. Гаврилина, хореография В. Васильева, режиссеры В. Васильев и А. Белинский, «Ленфильм», 1982 г.) — Приз «Интервидения» на Международном фестивале телефильмов «Злата Прага», 1982 г.; Большой приз по конкурсу музыкальных фильмов на Х Всесоюзном фестивале телефильмов, Алма-Ата, 1983 г.; Государственная премия РСФСР (Российской Федерации), 1984 г.)
Примадонна («Чаплиниана» на музыку Ч. С.Чаплина в обработке Н. Драницина и О. Куценко, хореография Г.Абайдулова, режиссер А. Белинский, «Лентелефильм», 1987 г.)

Снималась также в экранизациях балетов, фильмах-концертах и документальных фильмах.
Попробовала себя на драматической сцене — выступила с моноспектаклями «Песнь песней» (1990 г. ) и «Художник читает Библию» (1994 г. ) .
Снималась в игровом кино.

Роли в художественных фильмах:
Стелла Котмен («Жиголо и жиголетта», режиссер А. Белинский, хореография В. Васильева, Сид Котмен — В. Васильев, ЦТ т/о «Экран», 1980 г.)
Елена Князева («Фуэте», режиссеры В. Васильев и Б. Ермолаев, хореография В. Васильева, Андрей Новиков — В. Васильев, «Ленфильм», 1986 г.)
Наталья Давыдовна («Классная дама», режиссер А. Белинский, «Лентелефильм», 1994 г.)

Давала мастер-классы во многих театрах страны и мира, возглавляла жюри или принимала участие в работе жюри различных международных конкурсов артистов балета. В 1992 г. на Открытом конкурсе артистов балета России «Арабеск» в Перми вместе с Владимиром Васильевым учредила именную премию «Лучшему дуэту».
Творчеству балерины посвящены фильмы: «Дуэт» (1973 г.); «Катя и Володя» (СССР — Франция, 1989 г.); «И осталось, как всегда, недосказанное что-то...» (1990 г.); «Екатерина Максимова» (1996 г.); «Катя» (1999 г.); фотоальбомы: R. Lazzarini. Maximova & Vasiliev at the Bolshoi. (L.: Dance Books, 1995 г.);
Е. Фетисова «Екатерина Максимова. Владимир Васильев» (М., 1999 г. ); монография М. Константиновой «Екатерина Максимова» (М.,1982 г.) .
Написала автобиографическую книгу «Мадам нет» (Москва, 2003 г.).

Умерла 28 апреля 2009 г. Похоронена на Новодевичьем кладбище.