Награды

1930 г. — звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
1937, 1951 гг. — орден Трудового Красного Знамени.
1941 г. — Сталинская премия II степени за «Князя Игоря» А. Бородина (1934 г., Большой театр).
1943 г. — Сталинская премия I степени за «Емельяна Пугачёва» М. Коваля (1942 г., Ленинградский академический государственный театр оперы и балета им. С.М.Кирова/ныне Мариинский).
1949 г. — Сталинская премия I степени за «Бориса Годунова» М. Мусоргского (1948 г., Большой театр).
1950 г. — Сталинская премия I степени за «Садко» Н. Римского-Корсакова (1949 г., Большой театр).
1951 г. — Сталинская премия I степени за «Хованщину» М. Мусоргского (1950 г., Большой театр).
1951 г. — звание «Народный художник СССР».
1954 г. — орден Ленина.
Неоднократно удостаивался высоких наград на Всемирных выставках.


				
Федор Федоровский

Биография

Выдающийся русский театральный художник первой половины ХХ века. Родился 14 (26) декабря 1883 г. в Чернигове. Ученик Михаила Врубеля и Константина Коровина. В 1907 г. с золотой медалью окончил Строгановское художественно-промышленное училище и получил предложение остаться в училище в качестве преподавателя. Успешно начавшаяся педагогическая карьера (преподавал до 1923 г.) не помешала увлечению декорационном искусством, и в 1907 г. Федоровский пришел в Большой театр. В том же году художник выиграл конкурс эскизов декораций и костюмов к «Кармен» Ж. Бизе для Частной оперы С. Зимина, за что был награжден премией в четыреста рублей, поездкой на два месяца в Испанию и дебютом в знаменитом московском театре, где позднее он оформил более десяти спектаклей, в том числе «Демона» А. Рубинштейна (1909 г.), «Чародейку» П. Чайковского (1913 г.), «Жизнь за царя» М. Глинки (1914 г.) . В 1913–14 гг. участвовал в создании спектаклей дягилевских антреприз в Париже («Хованщина» М. Мусоргского) и Лондоне («Майская ночь» Н. Римского-Корсакова).

В 1917–19 гг. работал в театре Московского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Являлся активным участником и организатором художественной секции в художественно-просветительском отделе Московского Совета. К празднованию 1 мая 1918-го им впервые была декоративно оформлена Красная площадь.

В 1921 г. занял пост заведующего постановочной частью Большого театра и тогда же впервые в качестве художника-постановщика Большого оформил балетные сцены «Танец Саломеи» (на музыку из оперы «Саломея» Р. Штрауса) и «Воинственный танец» (на музыку из балета «Дафнис и Хлоя» М. Равеля).

В Большом театре в 1921–23 гг. Федоровский оформил восемь балетов, шесть из которых были поставлены Александром Горским:

«Танец Саломеи» на музыку Р.Штрауса
«Жизель» А. Адана
«Безделушки» на музыку В. А.Моцарта
«Вечно живые цветы» (танцевальное представление для детей на музыку Б. Асафьева и др. )
«Тщетная предосторожность» Л. Герольда
«Грот Венеры» (балетная сцена из оперы «Тангейзер» Р. Вагнера)

Первой оформленной Федоровским в Большом театре оперой стал в 1922 г. «Севильский цирюльник» Дж. Россини, в том же году Федоровский создал декорации и костюмы к «Богеме» Дж. Пуччини, «Риголетто» Дж. Верди и «Кармен».

Уже в своих первых работах проявил себя как талантливый колорист, самобытно соединявший заветы Константина Коровина, принципы декорационного мирискусничества и традицию живописи передвижников. В Большом театре, разрабатывая пластику сценического планшета, он начал утверждать живописно-объемный метод, при помощи живописи позволявший «сложные архитектурные объемы, построенные в несколько планов и ритмично связанные друг с другом, донести до зрителя как единое целое, создавая иллюзию реальности».

Стремился создавать яркие, монументальные театральные зрелища, что во многом было определено его тягой к русской истории и желанием ставить оперы композиторов «Могучей кучки».

Трижды он обращался к:

«Борису Годунову» М. Мусоргского (1927, 1946, 1948 гг.)
«Русалке» А. Даргомыжского (1931, 1937, 1944 гг.)
«Князю Игорю» А. Бородина (1934, 1944, 1953 гг.)

Дважды — к:

«Царской невесте» Н. Римского-Корсакова (1927, 1955 гг.)
«Садко» Н. Римского-Корсакова (1935, 1949 гг. )
«Псковитянке» Н. Римского-Корсакова (1932 г. )
«Хованщине» М. Мусоргского (1950 г.)

С середины 30-х гг. Федор Федоровский и работавшие с ним режиссеры Владимир Лосский и Леонид Баратов утверждают на сцене Большого постановочный стиль «театра-гиганта, который необходим стране гигантов и должен во всем соответствовать грандиозности масштабов размаха социалистического строительства». Героико-монументальные работы художника отвечали требованиям «новой эпохи» и находили отклик у «нового зрителя». При этом Федоровский всегда руководствовался желанием сделать музыкальный театр эмоционально-насыщенным — грандиозная красота таких легендарных спектаклей, как «Борис Годунов» и «Царская невеста» волнует зрителей и сегодня.

По эскизам Федоровского выполнен знаменитый золотисто-алый занавес исторической сцены Большого театра. С именем художника связано создание в Большом театре макетной мастерской, химико-красильной лаборатории, бутафорского, прядильного и др. цехов. В 1927–29 гг. и 1947–53 гг. он занимал пост главного художника Большого.

В 1936 г. Федоровским были сделаны рисунки и модели рубиновых звезд, установленных на вершинах башен Московского Кремля. В настоящее время работы художника хранятся в крупнейших музеях России и за рубежом, богатая коллекция его эскизов собрана в музее Большого театра.

Был действительным членом (с 1947 г.) и вице-президентом (в 1947–53 гг.) Академии художеств СССР.

Умер 7 сентября 1955 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище.