|
В партии Хозяйки Медной горы
в балете «Каменный цветок». Фото из музея Большого театра. |
В заглавной партии
в балете «Лауренсия». Фото из музея Большого театра. |
В партии Эгины
в балете «Спартак». Фото из музея Большого театра. |
В партии Эгины
в балете "Спартак". Фото из музея Большого театра. |
В партии Эгины
в балете "Спартак". Фото из музея Большого театра. |
В партии Леди Макбет
в балете «Макбет». Фото из музея Большого театра. |
1953 г. — I премия Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Бухаресте.
1955 г. — I премия Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Варшаве.
1957 г. — I премия Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве.
1959 г.— получила звание «Заслуженная артистка РСФСР» (Российской Федерации).
1963 г.— «Народная артистка РСФСР».
1969 г.— «Народная артистка СССР».
1971 г., 1976г.— была награждена орденом Трудового Красного знамени.
"Виртуозность - ее неотъемлемое свойство, душа ее хореографических интерпретаций, особенность ее художественного мышления. Чем труднее партия, чем больше в ней технически виртуозных задач, тем
свободнее, увлеченнее и естественнее чувствует себя Тимофеева".
Режиссер и критик Борис Львов-Анохин
Родилась 11 июня 1935 г. в Ленинграде. По окончании в 1953 г. Ленинградского хореографического училища (ныне Академия русского балета имени А.Я. Вагановой) в течение трех лет танцевала в труппе
Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова (ныне Мариинский), где за это время успела выступить в нескольких ведущих партиях классического репертуара,
включая партию Одетты-Одиллии.
С этой же партии в 1956 г. началась ее карьера в Большом театре. Осенью того же года она приняла участие в знаменитых первых зарубежных гастролях балетной труппы Большого театра, которые проходили в
Англии на сцене театра Ковент Гарден. " Девять вызовов Нине" озаглавил свою статью, посвященную выступлению молодой балерины в балете "Лебединое озеро", балетный обозреватель газеты "Дейли
геральд".
Сотрудничество с Юрием Григоровичем, в балетах которого Тимофеева создала лучшие свои роли, началось с его первых шагов в Большом театре, еще до того, как он занял пост главного балетмейстера.
Григорович неоднократно высказывался о ее данных и даровании в СМИ. Например: "Нине Тимофеевой близки характеры сложные, нервные, противоречивые, не идущие прямым путем, характеры с какой-то
надрывной внутренней нотой". Или: "Как работает Нина Тимофеева? Великолепная ленинградская школа. Феноменальный шаг и прыжок, выразительные руки, отличное вращение - у нее есть все".
Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» П.Чайковского, постановка Е.Долинской по А.Горскому, Л.Иванову, хореография
Мирта («Жизель» А.Адана, хореография Ж.Коралли, Ж.Перро, М.Петипа в редакции Л.Лавровского, 1957 г.)
Лауренсия («Лауренсия» А.Крейна, хореография В.Чабукиани, 1957 г.)
Мариам («Гаянэ» А.Хачатуряна в постановке В.Вайнонена, режиссер Э.Каплан, 1957 г.)
Фригия («Спартак» А. Хачатуряна в постановке И. Моисеева, 1958 г.)
седьмой вальс и прелюд («Шопениана» на музыку Ф.Шопена, хореография М.Фокина, 1959г.)
Уличная танцовщица («Дон Кихот» Л.Минкуса, хореография А.Горского, 1958 г.)
Хозяйка Медной горы («Каменный цветок» С. Прокофьева в постановке Ю. Григоровича, 1959 г.)
Китри («Дон Кихот» Л.Минкуса, хореография А.Горского, 1959 г.)
три лебедя («Лебединое озеро», 1960 г.)
Диана Мирель («Пламя Парижа» Б.Асафьева, хореография В.Вайнонена, 1960г.)
Вакханка (картина «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» Ш.Гуно, хореография Л.Лавровского, 1960 г.)
Девушка («Ночной город» на музыку Б. Бартока в постановке Л.Лавровского, 1961 г.) — первая исполнительница
солистка («Класс-концерт» на сборную музыку в постановке А. Мессерера, 1963 г.) — была в числе первых исполнителей этого балета
Раймонда («Раймонда» А.Глазунова, хореография М.Петипа, А.Горского, Л.Лавровского, 1963 г.)
Принцесса Аврора («Спящая красавица» П.Чайковского, хореография А.Мессерера, М.Габовича, 1964 г.)
Мехменэ Бану («Легенда о любви» А.Меликова в постановке Ю.Григоровича, 1965г.)
Жизель («Жизель» А.Адана, хореография Ж.Коралли. Ж.Перро, М.Петипа в редакции Л.Лавровского, 1965 г.)
Лейли («Лейли и Меджнун» С. Баласаняна, хореография К. Голейзовского, 1965 г.)
Асель («Асель» В. Власова в постановке О. Виноградова, по повести Ч. Айтматова «Тополек мой в красной косынке», 1967 г.) — первая исполнительница
Эгина («Спартак» А. Хачатуряна в постановке Ю. Григоровича, 1968 г.) — первая исполнительница
Персидка (опера «Хованщина» М.Мусоргского, хореография Е.Долинской, 1968 г.)
Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» в редакции Ю. Григоровича, 1970 г.)
Беатриче («Любовью за любовь» Т.Хренникова в постановке В.Боккадоро, по мотивам комедии У.Шекспира «Много шума из ничего», 1976г.) — первая исполнительница
Никия (картина «Тени» из балета «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, 1977 г.)
Фея Сирени («Спящая красавица», хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича, 1977 г.)
II часть Andante Симфонии № 40 соль минор В.А. Моцарта («Эти чарующие звуки» в постановке В. Васильева) — была в числе первых исполнителей этого балета
Леди Макбет («Макбет» К. Молчанова в постановке В. Васильева) — первая исполнительница
Бахор («Индийская поэма» У. Мусаева в постановке Ю. Скотт и Ю. Папко, 1981 г.) — первая исполнительница
Любаша («Калина красная» Е. Светланова, хореография А. Петрова, 1981 г.)
вальс (картина «Польский бал» в опере «Иван Сусанин» М. Глинки, хореография Р. Захарова, 1986 г.)
Была депутатом Верховного Совета СССР.
В 1980 г. окончила балетмейстерский факультет Государственного института театрального искусства имени А.В. Луначарского (ныне Российская академия театрального искусства).
В 1988 г. оставила сцену. В
С 1991 г. жила в Израиле, где продолжила свою педагогическую карьеру.
Неоднократно снималась в экранизациях спектаклей и фильмах-концертах, а также в оригинальных телебалетах.
Среди фильмов с ее участием — телебалеты:
«Белые ночи» (по одноименной повести Ф. Достоевского, музыка А. Шенберга, Мечтатель — Михаил Лавровский, хореография и постановка Н. Рыженко и В. Смирнова-Голованова, «Мосфильм», т/о «Экран», 1972г.)
«Федра» (музыка А. Локшина, Ипполит — Михаил Лавровский, хореография и постановка Н. Рыженко и В. Смирнова-Голованова, «Мосфильм», т/о «Экран», 1972 г.)
«Московская фантазия» (на музыку В. Артемова, режиссеры Н. Рыженко, В. Смирнов-Голованов, в роли Балерины, т/о «Экран», 1972 г.)
«Три карты» (по повести А. Пушкина «Пиковая дама», музыка К. Молчанова, 1983 г.)
— телефильм:
«Гран па» (режиссер В. Бунин, в роли балерины Елизаветы Тропининой, 1986 г.)
Ее творчеству посвящены фильм-концерт «Как сердцу высказать себя?» (1973 г.) и документальный фильм «Еще немного о балете» (1982 г.).
Автор книги «Мир балета» (Москва, издательский центр «Терра», 1993 г.).
Умерла 3 ноября 2014 г. в Израиле. Похоронена на кладбище района Гиват Шауль г. Иерусалима.
Распечатать
Генеральный партнер Большого театра – страховая компания «Ингосстрах» Привилегированный партнер Большого театра – ГУМ Привилегированный спонсор Большого театра — АО «ТБанк» |
О театре | Репертуар | Артисты и администрация | Визит в театр | Партнеры |
---|---|---|---|---|