Награды
Был трижды удостоен Сталинской (Государственной) премии — в 1946, 1947 и 1950 гг. В 1965г. ему было присвоено звание «Народный артист СССР». Награжден орденом Трудового Красного знамени (1951 г.) и орденом Ленина (1967 г.).
Биография
Родился 5 (18) июня 1905 г. в Санкт-Петербурге. В 1922 г. по окончании хореографического училища в течение тринадцати лет танцевал в труппе Ленинградского государственного академического театра оперы и балета (ныне Мариинский).
В
В 1959 г. организовал первый в стране ансамбль «Балет на льду», руководство которым совмещал со своей деятельностью в театре. Окончательно попрощавшись с Большим театром, стал художественным руководителем Московского государственного академического хореографического училища (МАХУ). Преподавать начал еще в 1948 г. в Государственном институте театрального искусства имени А.В. Луначарского (ныне Российская академия театрального искусства), в 1952 г. получил звание профессора. Принимал участие в организации хореографической школы в Каире (Египет).
В Большом театре поставил балеты:
«Жизель» А. Адана (1944 г., ставшая всемирно признанной редакция балета Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа);
«Раймонда» А.Глазунова (1945 г.);
«Шопениана» на музыку Ф. Шопена (1946 г., возобновление постановки М. Фокина, 1946 г.);
«Ромео и Джульетта» С.Прокофьева (1946 г.);
«Красный мак» Р.Глиэра (1949 г.);
«Фадетта» на музыку Л. Делиба (1952 г.);
«Сказ о каменном цветке» С.Прокофьева (1954 г.);
«Паганини» на музыку С.Рахманинова (1960 г.);
«Ночной город» на музыку Б. Бартока (1961 г.);
«Страницы жизни» А.Баланчивадзе (1961 г.).
Поставил танцы в операх:
«Борис Годунов» М. Мусоргского (1946 г.);
«Фауст» Ш. Гуно (1949 г.) — знаменитая хореографическая картина «Вальпургиева ночь»;
«Садко» Н. Римского-Корсакова (1949 г.);
«Декабристы» Ю. Шапорина (1953 г.).
Неоднократно ставил балеты за рубежом: «Сказ о каменном цветке» (Хельсинки, 1961 г.), «Ромео и Джульетта» (Будапешт, 1962 г.), «Жизель» в своей редакции (Белград, 1956 г., Хельсинки, 1958 г., София, 1967 г.).
Леонид Лавровский вошел в историю балета как хореограф, зафиксировавший высшее достижение так называемого драмбалета — танца, в котором драма превалирует над собственно танцем. Легендой мирового балетного театра стал его балет «Ромео и Джульетта», показанный на первых зарубежных гастролях Большого театра — в Англии в 1956 г., получивший грандиозный прием у публики и вызвавший к жизни другие хореографические интерпретации шекспировской трагедии — Джона Крэнко и Кеннета МакМиллана, находившихся под очевидным влиянием его спектакля.
Из рецензии, опубликованной в газете «Таймс»: «Может ли балет передать поэзию трагедии „Ромео и Джульетта“ без слов Шекспира? Да, может. Спектакль Большого театра, показавшего целиком всю трагедию в трех актах и тридцати сценах, представляет собой точный перевод каждого слова Шекспира на язык подлинной поэзии».
С другой стороны, как ни восхищалась критика Джульеттой-Галиной Улановой, «переводу на язык подлинной поэзии», по ее мнению, все-таки недоставало танца. Выдающийся английский критик Арнольд Хаскелл некоторое время спустя, отдавая дань «Ромео и Джульетте» Лавровского, объяснил свое первоначальное впечатление тем, что «это был речитативный балет, а наш глаз был настроен на арии».
Впоследствии, подчиняясь духу времени, пересмотрел свои взгляды и настроился «на арии» и сам Лавровский. Поставленный им для хореографического училища балет «Классическая симфония» на музыку опять-таки Сергея Прокофьева служит уже исключительно Терпсихоре, а не Мельпомене.
Умер в Париже, где находился с МАХУ на гастролях, 27 ноября 1967 г. (Итогом гастролей стало награждение училища Гран при Парижа).
Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Распечатать