Награды

1989 г. — премия губернатора штата Вашингтон в области искусства.
1996 г. — премия журнала «Дэнс мэгэзин» («Dance Magazine») за особые достижение в искусстве (награждена вместе с Кентом Стоуэллом)
2003 г. — премия Brava Женского клуба Университета Сиэтла и звание «Почетный доктор гуманитарных наук Университета Сиэтла».
2004 г. — премия за выдающиеся достижения Фонда искусств Сиэтла; награда академии бизнеса «Эрнст энд Янг» (Ernst and Young) «Предприниматель года»; премия мэра Сиэтла за выдающиеся достижения в области искусства.


				
Франсия Расселл

Биография

Родилась в Лос-Анджелесе, затем жила в Сан-Франциско, Лондоне и Ницце. Среди ее учителей были Фелия Дубровская, Антонина Тумковская, Вера Волкова, Роберт Джоффри, Джордж Баланчин.
В 1956 г. поступила в труппу Нью-Йорк сити балет. В 1959 г. стала солисткой этой труппы, а в 64-м — балетмейстером-репетитором (давала класс и репетировала балеты Баланчина). Преподавала в Школе американского балета и работала в труппе Джерома Роббинса Балеты США (1962 г.).

В 1975-77 гг. она и ее муж Кент Стоуэлл были художественными руководителями Франкфуртского балета. Для этой труппы Стоуэлл, в частности, поставил собственную редакцию балета «Лебединое озеро» П. Чайковского, а Расселл воспроизвела для этой постановки фрагменты хореографии Л. Иванова и М. Петипа.

В 1977 г. она стала ассистентом Стоуэлла, занявшего должность художественного руководителя Тихоокеанского Северо-западного балета (г. Сиэтл) и директором Школы при театре. А с 1985-го по 2005 г. они со Стоуэллом были уже равноправными художественными руководителями. Расселл прежде всего отвечала за пополнение репертуара труппы балетами Баланчина.

Ей одной из первых доверил Баланчин возобновление своих балетов — начиная с 1964 г. она поставила их более ста в Америке и Европе, в том числе в Голландском национальном балете, Балете Женевы, Гамбургском балете, Королевском Шведском балете, Штутгартском балете, балетной труппе Венской государственной оперы, Королевском Датском балете, Франкфуртском балете, Балете Загреба (Югославия), Бостонском балете и Джоффри балете (США), Балете Мехико (Мексика), Балете Милуоки и Балете Огайо (США), Королевском Виннипегском балете (Канада). В 1987 г. осуществила первую постановку балета Баланчина в КНР в труппе Шанхайский балет.

В 1989 г. в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета имени С.М. Кирова (ныне Мариинский) поставила «Тему с вариациями» на музыку П. Чайковского — один из двух первых официально разрешенных к постановке в России балетов Баланчина. В 1998 г. поставила в Мариинском театре еще три опуса Баланчина — «Серенаду» на музыку П. Чайковского, «Аполлон» И. Стравинского и Па де де Чайковского.

В 1990 г. благодаря сложившимся отношениям с театром имени Кирова организовала постановку балета «Пахита» в Тихоокеанском Северо-западном балете.
В 1997 г. возобновила для этой труппы балет Баланчина «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона-Бартольди, который в 1990 г. на гастролях в Лондоне был снят компанией Би-би-си для последующего выпуска DVD.

Благодаря программе, разработанной Расселл, Школа Тихоокеанского Северо-западного балета вошла в тройку лучших балетных школ США. (Почти половина танцовщиков нынешнего состава труппы училась именно здесь). В 1988 г. эта программа принесла ей звание профессора отделения танца Вашингтонского университета.
Работала в американском Совете танца и Национальном фонде поддержки искусства.