Музей Большого — городам России в Год литературы

24.09.2015

В год литературы музей Большого театра решил напомнить о том, какую важную роль играет литература в музыкальном театре. Пятьдесят два экспоната составили выставку, названную «Служенье муз... Литературные сюжеты на сцене Большого театра», которая сначала будет экспонироваться в Липецком художественном музее, а затем переедет в Курск, где ей отведут залы музея краеведческого.

«История литературы» Большого театра представлена эскизами декораций и костюмов, подлинными костюмами выдающихся певцов и танцовщиков, а также копиями афиш, фотографий известных артистов в образах литературных персонажей и сцен из спектаклей. В разные годы на сцену Большого выходили герои А. Пушкина, П. Ершова, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Л. Толстого, М. Горького, У. Шекспира, М. Сервантеса, Г. Флобера... Выставка дает возможность посмотреть, как они выглядели.

saltan-5.jpgsalambo-4.jpgbee.jpg











1.  2.  3.    

Константин Коровин.
1. Эскиз костюма Царя Салтана к опере «Сказка о царе Салтане». 1913 г.
2. Эскиз костюмов к балету «Саламбо». 1910 г.
3. Эскиз костюма Шмеля к опере «Сказка о царе Салтане». 1913 г.


Экспозиция условно разделена на четыре части. Первый ее раздел — как бы вступительный — вкратце знакомит посетителей с историей Большого театра и его здания, макет которого также представлен. Тут же размещаются и фотопортреты артистов, составивших славу нашего театра.

От литературных героев зрители плавно перейдут к «литературным» операм и балетам: два раздела представляют эскизы и фотографии сцен из спектаклей, костюмы и афиши.

Четвертый целиком отдан репертуару, которым обогатил музыкальный театр тот поэт, начало стихотворной строки которого вынесено в название этой выставки. Ведь Пушкин — «наше все» не только в литературе, но и в музыкальном театре! Выставка будет сопровождаться показам видеоматериалов, а также лекциями для детей и взрослых. 

Acosta-2.jpgBG-F-2.jpg









4.                                                                                                           5.

4. Василий Поленов. Эскиз декорации к опере «Уриэль Акоста». 1885 г.
5. Федор Федоровский. Эскиз декорации к опере «Борис Годунов». 1948 г.


Эскизы декораций к постановкам разных лет принадлежат выдающимся художникам, сотрудничеством с которыми гордится Большой театр. В Липецк и Курск отправятся работы Василия Поленова (эскиз декорации к опере В. Серовой «Уриэль Акоста» по роману Г.Ф. Гуцкова), Валентины Ходасевич (эскизы костюмов к опере М. Глинки «Руслан и Людмила» по одноименной поэме А. Пушкина), Константина Коровина (эскизы костюмов к балету «Саламбо» А. Арендса по роману Г. Флобера, операм Н. Римского-Корсакова — «Снегурочка» по пьесе А. Островского и «Сказка о царе Салтане» по сказке Пушкина, а также эскиз декорации к опере «Руслан и Людмила»), Федора Федоровского (эскизы декораций и костюмов к пушкинской опере «номер один» — «Борису Годунову» М. Мусоргского), Валерия Левенталя (эскизы декораций к опере С. Прокофьева «Игрок» по повести Ф. Достоевского, эскизы декораций и костюмов к «шекспировской» опере Дж. Верди, эскиз декорации к опере Р. Щедрина по Н. Гоголю — знаменитым «Мертвым душам») и др., а также подлинные костюмы (художник В. Левенталь) — Галины Борисовой-Бланш и Александра Огнивцева-Генерала (опера «Игрок»), Владимира Атлантова-Отелло (опера «Отелло»), костюмы Марины Кондратьевой-Анны и Александра Годунова-Вронского к балету Р. Щедрина «Анна Каренина» по одноименному роману Л. Толстого, Александра Ворошило-Чичикова и Галины Борисовой-Плюшкина (опера «Мертвые души») и другие. 

stapanovaE.jpgshemakha.jpg

 6.                                                                                               7.

6. Елена Степанова в партии Царевны-Лебеди. «Сказка о царе Салтане». 1913 г.
7. Костюм Шемаханской царицы к опере «Золотой петушок». Художник Марина Соколова. 1988 г.


Что касается Александра Сергеевича, то первыми его героями, шагнувшими на сцену Большого (тогда Арбатского) театра, были Руслан и Людмила. И они танцевали, а не пели, поскольку действовать им пришлось в первом большом балете Адама Глушковского, впоследствии знаменитого московского хореографа («Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника», музыка Ф. Шольца). Случилось это всего через год после того, как была издана поэма. Однако Пушкин в то время был в опале, и его имя на афиши не попало. Оперы «Борис Годунов», «Пиковая дама» и «Евгений Онегин», появившись в репертуаре Большого, практически не сходили с его сцены. Но история Большого знает и сценические воплощения пушкинских стихотворений — так, в 1831 г., опять-таки при жизни поэта, был поставлен балет на сюжет «Черной шали» на сборную музыку, а в 1867 г. — опера-балет «Торжество Вакха» (музыка А. Даргомыжского).

Пушкин в Большом

В Липецком областном художественном музее выставка будет развернута с 24 сентября по 7 ноября. В Курском областном краеведческом музее — с 10 ноября по 20 декабря. 

ls-2.jpg