|
As Princess Florine.
Vladimir Vasiliev as Blue Bird. The Sleeping Beauty. Photo from the artists’ archives. |
As Kitri in Don Quixote.
Photo by Anna Klushkina. |
As Marie.
Vladimir Vasiliev as Nutcracker-Prince. Nutcracker. Photo by Yelena Fetisova. |
As Phrygia in Spartakus.
Photo by Anna Klushkina. |
As Phrygia.
Vladimir Vasiliev as Spartacus. "Spartacus". Photo by Yelena Fetisova. |
As Princess Aurore.
Vladimir Vasiliev as Prince Desire. The Sleeping Beauty. Photo by Anna Klushkina. |
"These chaming sounds...".
Photo by Yelena Fetisova. |
In the title part in Anyuta.
Photo by Yelena Fetisova. |
Родилась 1 февраля 1939 г. в Москве. В 1958 г. закончила Московское хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии), где училась у прославленной балерины и педагога
Елизаветы Гердт, и была принята в балетную труппу Большого театра.
Уже на следующий год получила главную партию - Катерины ("Каменный цветок") и приняла участие в первых гастролях Большого балета в США, где не только не потерялась на фоне ведущих артистов труппы, но
и получила собственную восторженную прессу. В 1960 г., готовя партию Жизели, начала репетировать под руководством великой Галины Улановой.
Еще в училище начал складываться дуэт Максимовой с ее будущим мужем Владимиром Васильевым, впоследствии признанный эталонным артистическим дуэтом.
"Дитя Большого театра" (точнее "бэби" - так прозвали Максимову на все тех же американских гастролях), сохранив свою лучезарность, так выгодно отличавшую "максимовскую" исполнительскую манеру, со
временем выросло в балерину, равно виртуозно владевшую и техникой балета, и актерской палитрой, на которой были представлены все возможные краски: лирические, комические и трагические.
В 1980 г. закончила Государственный институт театрального искусства имени А. В.Луначарского (ныне Российская академия театрального искусства).
С 1982 г. начинает преподавать на кафедре хореографии этого института классическое наследие и композицию танца (в 1996 г. ей присваивают ученое звание профессора).
С 1990 г. является педагогом-репетитором театра "Кремлевский балет".
С 1998 г. - балетмейстер-репетитор Большого театра (солисткой труппы она перестала быть в 88-м г. ) . В настоящее время под ее руководством в Большом театре репетируют Марианна Рыжкина,
Светлана Лунькина, Анна Никулина.
Репертуар в Большом театре
Балеты и редакции классических балетов Юрия Григоровича (первая исполнительница всех перечисленных партий):
Принцесса Флорина ("Спящая красавица" П.
Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю.Григоровича, 1963 г. )
Маша ("Щелкунчик" П. Чайковского в постановке Ю. Григоровича, 1966 г. )
Фригия ("Спартак" А. Хачатуряна в постановке Ю. Григоровича, 1968 г. )
Принцесса Аврора ("Спящая красавица" П. Чайковского, хореография Ю. Григоровича по М. Петипа, вторая редакция, 1973 г. )
Балеты, поставленные Владимиром Васильевым:
Девушка ("Икар" С. Слонимского, 1971 г. )
Эола ("Икар", вторая редакция, 1976 г. ) - первая исполнительница
солистка ("Эти чарующие звуки…" на музыку А. Корелли, Дж. Торелли, В. А.Моцарта, Ж. Ф.Рамо, 1978 г. ) - первая исполнительница Анюта ("Анюта" на музыку В. Гаврилина,
1986 г. ) - первая исполнительница в Большом театре (премьера с ее же участием состоялась в неаполитанском театре Сан-Карло)
Танцевала также следующие партии:
Катерина ("Каменный цветок" С. Прокофьева в постановке Ю. Григоровича, 1959 г. )
Жизель ("Жизель" А. Адана, хореография Ж. Коралли. Ж.Перро, М. Петипа в редакции Л. Лавровского, 1960 г. )
одиннадцатый вальс, прелюд и седьмой вальс ("Шопениана" на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина, 1960 г. )
Водяница ("Конек-Горбунок" Р. Щедрина в постановке А. Радунского, 1960 г. )
Лиззи ("Тропою грома" К. Караева в постановке К. Сергеева, 1960 г. )
Коломбина ("Медный всадник" Р. Глиэра, хореография Р. Захарова, 1960 г. )
Жанна ("Пламя Парижа" Б. Асафьева, хореография В. Вайнонена, 1961 г. )
Мавка ("Лесная песня" Г. Жуковского в постановке О. Тарасовой и А. Лапаури, 1961 г. )
Мария ("Бахчисарайский фонтан" Б. Асафьева, хореография Р. Захарова, 1962 г. )
Муза ("Паганини" на музыку С. Рахманинова, хореография Л. Лавровского, 1962 г. )
Маша ("Щелкунчик" П. Чайковского, хореография В. Вайнонена, 1962 г. )
Нимфа ("Спартак" в постановке Л. Якобсона, 1962 г. ) - первая исполнительница в Большом театре
Вакханка (картина "Вальпургиева ночь" в опере "Фауст" Ш. Гуно, хореография Л. Лавровского, 1962 г. )
солистка ("Класс-концерт" на музыку Д. Шостаковича, А. Глазунова, А. Лядова, хореография А. Мессерера, 1963 г. ) - была в числе первых исполнителей этого балета
Золушка ("Золушка" С. Прокофьева, хореография Р. Захарова, 1964 г. )
Балерина ("Петрушка" И. Стравинского, хореография М. Фокина в редакции К. Боярского, 1964 г. ) - первая исполнительница в Большом театре Китри ("Дон Кихот" Л. Минкуса,
хореография А. Горского, 1965 г. )
Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро" П. Чайковского, хореография А. Горского, М. Петипа, Л. Иванова, А. Мессерера, 1968 г. )
Джульетта ("Ромео и Джульетта" С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского, 1973 г. )
Шура Азарова ("Гусарская баллада" Т. Хренникова в постановке Д. Брянцева, 1980 г. ) - первая исполнительница в Большом театре
Последнее выступление Екатерины Максимовой на сцене Большого театра состоялось 1 февраля 1999 г., в день ее 65-летия, в мини-балете М. Кларк ("Сады Вилландри" на музыку Ф. Шуберта, 1999 г. ) .
Репертуар в других театрах
Московский классический балет (ныне Государственный академический театр классического балета) под руководством Н. Д.Касаткиной и В. Ю.Василева:
Натали ("Натали,
или Швейцарская молочница" А. Гировеца, хореография П. Лакотта по Ф. Тальони, 1980г. ) - первая исполнительница в России возобновленного старинного балета в новой редакции
Джульетта ("Повесть о Ромео и Джульетте" в постановке Н. Касаткиной и В. Василева, 1981 г. )
Ева ("Сотворение мира" А. Петрова, хореография Н. Касаткиной и В. Василева, 1984 г. )
Балет XX века (гастроли брюссельской труппы в Москве)
Юлия ("Ромео и Юлия" на музыку Г. Берлиоза, хореография М. Бежара, 1978 г. )
Марсельский балет
Роза ("Голубой ангел" на музыку М. Констана, хореография Р. Пети, 1987 г. )
Театр "Кремлевский балет":
Золушка ("Золушка" в постановке В. Васильева, 1991 г. )
Неаполитанский театр Сан-Карло
Продавщица перчаток ("Парижское веселье" на музыку Ж. Оффенбаха в обработке М. Розенталя, хореография Л. Мясина, 1988 г. )
Ромола ("Нижинский" на сборную музыку в постановке В. Васильева и других хореографов, режиссер Б.Менегатти, 1989 г. )
Английский национальный балет
Татьяна ("Онегин" на музыку П. Чайковского, хореография Дж. Крэнко, 1989 г. )
Танцевала также номера и балеты в постановке К. Голейзовского (три номера, поставленных специально для нее), Ф. Аштона, Т. Шиллинга, Дж. Арпино (хореографическая композиция "Ангельский круг" на
музыку Г. Малера стала подарком балетмейстера к юбилею Екатерины Максимовой, 1994 г. ) и В. Васильева (поставленные за пределами Большого театра).
Максимова останется в истории балета не только благодаря своей Китри (ее коронная роль) и другим сценическим созданиям. Огромную популярность ей принесли ее партии-роли в созданных специально для
нее, оригинальных телебалетах. По сути дела, именно телевизионные балеты с ее участием и утвердили телебалет в статусе полноценного, самостоятельного жанра.
Роли в оригинальных телебалетах
Девочка ("Трапеция" на музыку С. Прокофьева, хореография Н. Рыженко, режиссеры Ф. Слидовкер и В. Смирнов-Голованов, Арлекин - В. Васильев, ЦТ т/о "Экран", 1970 г. )
Элиза Дулиттл ("Галатея" на музыку Ф. Лоу в обработке Т. Когана, хореография Д. Брянцева, режиссер А.Белинский, Генри Хиггинс - Марис Лиепа, "Лентелефильм", 1977 г. ) - фильм удостоен наград
международных фестивалей телефильмов - приза "Злата Прага" и премии Би-Би-Си в Лондоне, 1978 г. )
Петер ("Старое танго" на музыку Т. Когана, хореография Д. Брянцева, режиссеры Д. Брянцев и А. Белинский, "Лентелефильм", 1979 г. ) - фильм получил Приз Интервидения и приз "За лучшее
исполнение женской роли" на международном фестивале "Злата Прага", 1980 г. )
Анюта ("Анюта" на музыку В. Гаврилина, хореография В. Васильева, режиссеры В. Васильев и А. Белинский, "Ленфильм", 1982 г. ) - Приз "Интервидения" на Международном фестивале телефильмов "Злата
Прага", 1982 г.; Большой приз по конкурсу музыкальных фильмов на Х Всесоюзном фестивале телефильмов, Алма-Ата, 1983 г.; Государственная премия РСФСР (Российской Федерации), 1984 г. )
Примадонна ("Чаплиниана" на музыку Ч. С.Чаплина в обработке Н. Драницина и О. Куценко, хореография Г.Абайдулова, режиссер А. Белинский, "Лентелефильм", 1987 г. )
Снималась также в экранизациях балетов, фильмах-концертах и документальных фильмах.
Попробовала себя на драматической сцене - выступила с моноспектаклями "Песнь песней" (1990 г. ) и "Художник читает Библию" (1994 г. ) .
Снималась в игровом кино.
Роли в художественных фильмах
Стелла Котмен ("Жиголо и жиголетта", режиссер А. Белинский, хореография В. Васильева, Сид Котмен - В. Васильев, ЦТ т/о "Экран", 1980 г. )
Елена Князева ("Фуэте", режиссеры В. Васильев и Б. Ермолаев, хореография В. Васильева, Андрей Новиков - В. Васильев, "Ленфильм", 1986 г. )
Наталья Давыдовна ("Классная дама", режиссер А. Белинский, "Лентелефильм", 1994 г. )
Дает мастер-классы во многих театрах страны и мира, возглавляет жюри или принимает участие в работе жюри различных международных конкурсов артистов балета. В 1992 г. на Открытом конкурсе артистов
балета России "Арабеск" в Перми вместе с Владимиром Васильевым учредила именную премию "Лучшему дуэту".
Творчеству балерины посвящены фильмы: "Дуэт" (1973 г. ); "Катя и Володя" (СССР - Франция, 1989 г. ); "И осталось, как всегда, недосказанное что-то…" (1990 г. ); "Екатерина Максимова" (1996 г. );
"Катя" (1999 г. ); фотоальбомы: R. Lazzarini. Maximova & Vasiliev at the Bolshoi. (L.: Dance Books, 1995 г. );
Е. Фетисова "Екатерина Максимова. Владимир Васильев" (М., 1999 г. ); монография М. Константиновой "Екатерина Максимова" (М., 1982 г. ) .
Написала автобиографическую книгу "Мадам нет" (Москва, 2003 г., )
Награды
1957 г. - золотая медаль Всесоюзного конкурса артистов балета в Москве.
1959 г. - I премия Международного фестиваля молодежи и студентов в Вене.
1964 г. - I премия I Международного конкурса артистов балета в Варне - получила звание "Народная артистка РСФСР" (Российской Федерации). 1969 г. - премия имени Анны Павловой Парижской академии
танца.
1972 г. - премия имени Мариуса Петипа Парижской академии танца ("Лучший дуэт мира", совместно с В.Васильевым) и премия имени Ленинского комсомола.
1973 г. - народная артистка СССР.
1984 г. - премия Академии Симба (Италия).
1989 г. - премия "Вместе за мир" (Италия).
1989 г. - премия имени Джино Тани ("Лучший дуэт", совместно с В. Васильевым, Италия)
1990 г. - премия ЮНЕСКО и медаль имени Пабло Пикассо.
1981 г. - Государственная премия СССР.
1990 г. - премия имени С. П.Дягилева.
1991 г. - Государственная премия России.
1991 г. - театральная премия "Хрустальная Турандот" (совместно с В. Васильевым).
1999 г. - была удостоена ордена "За заслуги перед Отечеством" III степени.
2004 г. - была награждена призом "Душа танца" (номинация "Мэтр танца") журнала "Балет". Стала офицером ордена
Рио Бранко (вручается президентом Республики Бразилии за заслуги в дипломатии - Е. Максимова принимала участие в открытии балетной школы в бразильском городе Джоинвилле).
Награждена также орденами Ленина (1976 г. ), Трудового Красного Знамени (1971 г. ), Дружбы народов (1981г. ) .
Является почетным профессором Московского государственного университета имени М. В.Ломоносова (1995 г. ); действительным членом Международной академии творчества (1989 г. ) и Академии российского
искусства (1995 г. ); членом исполкома Российского центра Международного совета танца при ЮНЕСКО, членом жюри Российской независимой премии в области высших достижений литературы и искусства "Триумф"
(с 1992 г., в котором эта премия была основана).
General partner of the Bolshoi Theatre is Ingosstrakh Insurance Company Privileged partner of the Bolshoi Theatre is GUM Privileged sponsor of the Bolshoi Theatre — TBank |
About | Repertoire | The People | Plan Your Visit | Partners |
---|---|---|---|---|