Biography
Выдающийся русский театральный художник первой половины ХХ века. Родился 14 (26) декабря 1883 г. в Чернигове. Ученик Михаила Врубеля и Константина Коровина. В 1907 г. с золотой медалью окончил
Строгановское художественно-промышленное училище и получил предложение остаться в училище в качестве преподавателя. Успешно начавшаяся педагогическая карьера (преподавал до 1923 г. ) не помешала
увлечению декорационном искусством, и в 1907 г. Федоровский пришел в Большой театр. В том же году художник выиграл конкурс эскизов декораций и костюмов к "Кармен" Ж. Бизе для Частной оперы С. Зимина,
за что был награжден премией в четыреста рублей, поездкой на два месяца в Испанию и дебютом в знаменитом московском театре, где позднее он оформил более десяти спектаклей, в том числе "Демона" А.
Рубинштейна (1909 г. ), "Чародейку" П. Чайковского (1913 г. ), "Жизнь за царя" М. Глинки (1914 г. ) . В 1913-14 гг. участвовал в создании спектаклей дягилевских антреприз в Париже ("Хованщина" М.
Мусоргского) и Лондоне ("Майская ночь" Н. Римского-Корсакова).
В 1917-19 гг. работал в театре Московского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Являлся активным участником и организатором художественной секции в художественно-просветительском
отделе Московского Совета. К празднованию 1 мая 1918-го им впервые была декоративно оформлена Красная площадь.
В 1921 г. занял пост заведующего постановочной частью Большого театра и тогда же впервые в качестве художника-постановщика Большого оформил балетные сцены "Танец Саломеи" (на музыку из оперы
"Саломея" Р. Штрауса) и "Воинственный танец" (на музыку из балета "Дафнис и Хлоя" М. Равеля).
В Большом театре в 1921-23 гг. Федоровский оформил восемь балетов, шесть из которых были поставлены Александром Горским:
"Танец Саломеи" на музыку Р.Штрауса,
"Жизель" А. Адана,
"Безделушки" на музыку В. А.Моцарта,
"Вечно живые цветы" (танцевальное представление для детей на музыку Б. Асафьева и др. ),
"Тщетная предосторожность" Л. Герольда,
"Грот Венеры" (балетная сцена из оперы "Тангейзер" Р. Вагнера).
Первой оформленной Федоровским в Большом театре оперой стал в 1922 г. "Севильский цирюльник" Дж. Россини, в том же году Федоровский создал декорации и костюмы к "Богеме" Дж. Пуччини, "Риголетто" Дж.
Верди и "Кармен".
Уже в своих первых работах проявил себя как талантливый колорист, самобытно соединявший заветы Константина Коровина, принципы декорационного мирискусничества и традицию живописи передвижников. В
Большом театре, разрабатывая пластику сценического планшета, он начал утверждать живописно-объемный метод, при помощи живописи позволявший "сложные архитектурные объемы, построенные в несколько
планов и ритмично связанные друг с другом, донести до зрителя как единое целое, создавая иллюзию реальности".
Стремился создавать яркие, монументальные театральные зрелища, что во многом было определено его тягой к русской истории и желанием ставить оперы композиторов "Могучей кучки".
Трижды он обращался к
"Борису Годунову" М. Мусоргского (1927, 1946, 1948 гг. ),
"Русалке" А. Даргомыжского (1931, 1937, 1944 гг. ),
"Князю Игорю" А. Бородина (1934, 1944, 1953 гг),
дважды - к
"Царской невесте" Н. Римского-Корсакова (1927,1955 гг. ),
"Садко" Н. Римского-Корсакова (1935, 1949 гг. ),
"Псковитянке" Н. Римского-Корсакова (1932 г. ),
"Хованщине" М. Мусоргского (1950 г. ) .
С середины 30-х гг. Федор Федоровский и работавшие с ним режиссеры Владимир Лосский и Леонид Баратов утверждают на сцене Большого постановочный стиль "театра-гиганта, который необходим стране
гигантов и должен во всем соответствовать грандиозности масштабов размаха социалистического строительства". Героико-монументальные работы художника отвечали требованиям "новой эпохи" и находили
отклик у "нового зрителя". При этом Федоровский всегда руководствовался желанием сделать музыкальный театр эмоционально-насыщенным - грандиозная красота таких легендарных спектаклей, как "Борис
Годунов" и "Царская невеста" волнует зрителей и сегодня.
По эскизам Федоровского выполнен знаменитый золотисто-алый занавес исторической сцены Большого театра. С именем художника связано создание в Большом театре макетной мастерской,
химико-красильной лаборатории, бутафорского, прядильного и др. цехов. В 1927-29 гг. и 1947-53 гг. он занимал пост главного художника Большого.
В 1936 г. Федоровским были сделаны рисунки и модели рубиновых звезд, установленных на вершинах башен Московского Кремля. Его выставки проходили в Москве, Ленинграде, Париже, а также Италии и Америке.
В настоящее время работы художника хранятся в крупнейших музеях России и за рубежом, богатая коллекция его эскизов собрана в музее Большого театра.
Был действительным членом (с 1947 г. ) и вице-президентом (в 1947-53 гг. ) Академии художеств СССР.
Награды
Обладатель пяти Сталинских (Государственных СССР) премий, в том числе за постановки в Большом театре опер: "Борис Годунов" (1949 г. ), "Садко" (1950 г. ) и "Хованщина" (1951 г. ) .
В 1930 г. был удостоен звания "Заслуженный деятель РСФСР",
в 1943 г. - звания "Народный художник РСФСР",
в 1951-м г. - звания "Народный художник СССР".
Дважды, в 1937 и 1951 гг., награждался Орденом Трудового Красного Знамени, а в 1954 г. получил Орден Ленина.
Умер в Москве 7 сентября 1955 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище.